Новости

Что представляла собой фармация Древнего Ирана?

 

 

       Древнейшие следы заселения территории Ирана относятся к мустьерскому времени. В 7- 5 тысячелетиях до нашей эры в отдельных районах началось возделывание зерновых культур, в 4-3 тысячелетиях до нашей эры появились первые поселения оседлых земледельцев и скотоводов. В 3 тысячелетии до нашей эры на Юге-Западе Ирана возникло Эламское государство. Эламцы заимствовали у шумеров клинопись, вытеснившую в середине 3 тысячелетие до нашей эры местное иероглифическое письмо. Около 2200 года до нашей эры горные племена северо-запада Ирана - гутии (или кутии) временно завоевали юг Месопотамии (государства Шумер и Аккад), западно-иранские племена (касситы и другие.) с18-16 вв.до конца 13 в.до нашей эры владели Вавилонией. В период расцвета Эламского государства (13-12 вв. до н.э.) в его состав входила часть Месопотамии. Т.о., по меньшей мере с начала 3 тысячелетия до 12 в. до нашей эры народы, населявшие территорию Западного Ирана, развивались под влиянием более древней культуры Месопотамии и, по-видимому, восприняли достижения месопотамской Медицине. Вместе  с тем известно, что народы Древнего Ирана имели оживленные торговые связи с Египтом, что в Иране высоко ценились египетские врачи и египетская медицинская литература. Поэтому не исключено, что мед. Представления, диагностические и лечебные приемы древнеегипетской Медицины были также распространены в Древнем Иране. Имеющиеся в литературе отрывочные сведения о состоянии иранской Медицины в этот период, а также о степени влияния на нее месопотамской и древнеегипетской Медициной крайне противоречивы.

        В течение 2 тысячелетия до нашей эры на территорию Ирана стали проникать индоевропейские племена Ариев, язык которых в 1 тысячелетии до нашей эры стал преобладающим. К 7 в. до нашей эры западные районы Ирана, которые населяли арийские племена мидян, входили в состав Ассирийской державы. Около 673 - 672 гг. до нашей эры в результате восстания в северо-западной части Иранского нагорья возникло государство Мидия. В 616 - 605 гг. до н.э. Мидия в коалиции с Вавилонией разгромила Ассирийскую державу. С этого времени началось возвышение Мидийского государства, которое в период своего расцвета занимало большую часть территории Ирана, а также часть территории современных Армении, Грузии, Азербайджана, народы которых внесли существенный вклад в развитие культуры и Медицины. В 550 г. до н.э. власть на территории Ирана перешла в руки персидской династии Ахеменидов. К концу 6 в. до н.э. государство Ахемединов стало крупнейшей мировой державой, простиравшейся от берегов Инда на Восток до Эгейского моря на Запад и от Армении на Север до первого порога Нила на Юг. Вопреки указаниям древнегреческих историков, есть основание предполагать, что персы на завоеванных территориях проявляли веротерпимость и лояльно относились к достижениям культуры покоренных народов. В 330 г. до н.э. держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским, после смерти которого Иран вошел в состав эллинистического государства Селевкидов.  С этого времени, включая период существования Парфянского царства (середина 3 в. до н.э. - 224 г. н.э.), иранская культура и медицина испытывали значительное влияние и эллинистических традиций. Большую роль в развитие культуры и медицины в Иране сыграли также культурные традиции народов Средней Азии.

        Вопрос о религиозных представлениях народа Древнего Ирана остается до конца нерешенным. Большинство исследователей полагают, что до 3 в. до н.э. единых религиозных представлений у народов Ирана не было, ведущее место в религии принадлежало местным  культам. С конца 7 в. до н.э. на Северо-востоке Ирана началась проповедь нового религиозно-философского учения зороастризма, ставшего с 3 в. до н.э. единой религией народов Ирана и Средней Азии, вплоть до насильственного внедрения ислама. В зороастризме нашли отражение космологические представления индоиранских племен. Бытие мыслилось как борьба двух начал: света, олицетворением которого был бог Ормазд, и тьмы, которую олицетворил бог Ахриман. Этика зороастризма включала отказ от непротивления злу, пассивности и нирваны, требование деятельной борьбы со злом и стремление к самосовершенствованию. Философские  и этические положения зороастризма наложили печать своеобразия на культуру и медицину Древнего Ирана.

      Источниками изучения культуры и медицины Древнего Ирана, помимо данных археологии, служит Канон Авесты - сборник гимнов и религиозных текстов ахеменидского и доахеменидского времени, составлявшийся в течение почти тысячелетия. Двадцатая книга этого канона «Вендидат» содержит некоторые данные о древнеиранской медицины. На среднеиранском языке в 3-7 вв. составлялись обширные своды религиозных и эпических сказаний иранских племен, летописи, дидактические сочинения. Интерес представляет сборник поучительных рассказов «Калила и Димна», по легенде , в эпоху Сасанидов записанных молодым врачом-иранцем Барзавенхом в Индии. Сборник содержит большое число афоризмов о народной медицине, врачах, болезнях, способах их лечения и предупреждения. У Геродота, Иллиния Старшего и других античных авторов содержатся сведения медицинской организации, созданной при Ахеменидах в сухопутной армии и на флоте.

        Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: представление о зависимости существования человека от четырех стихий  - солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма  - алой, черной, белой крови и желчи. Причем  соки организма то находятся в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что и дает начало здоровью или болезни. Важное место в общебиологических представлениях древних иранцев имело учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от солнца и огня. Однако более важную роль в жизнедеятельности играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растений и животных и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого, то в нем образуется тепло, и человек становится добрым, т.е. уравновешенным, здоровым. Если же человек поглощает мало света, то он близок к злу и становится во всех отношениях «нехорошим». Жрецы-зороастрийцы считали центром распределения тепла в организме желудок и рассматривали его как основной орган человека. Важная роль отводится также печени, считавшейся местопребыванием страстей.

       Изучение Авесты показывает, что ее создатели имели некоторые, хотя и весьма скудные, представления о строении и функциях человеческого тела. Различалось три вида сосудов человека: несущие черную кровь (болезнь), несущие алую кровь (здоровье), сосуды без крови (очевидно, нервные стволы), от которых зависит вся жизнь.

        Общей причиной любой болезни считались либо козни бога тьмы Ахримана (степень тяжести болезни зависела от степени греховности человека и озлобления), либо гнев бога добра Ормузда, если человек ушел «от добра к злу». Сама болезнь считалась нарушением равновесия между органами. Среди причин возникновения заболеваний на первом месте стояло переохлаждение, затем невоздержанность в пище или недоброкачественность пищи, недоедание, злоупотребление работой, отдыхом, половой жизнью, нравственное падение - грех и, наконец, гнев Ахримана, передаваемый через ядовитых животных, насекомых и червей, а также посредством теплого и холодного воздуха. В происхождении болезней и их лечении существенная роль уделялась психике: по Авесте, гнев подавляет аппетит, а радость его возвращает, «глубокая дума» ведет к психическим расстройствам.

       Врач в Древнем Иране был окружен ореолом совершенства и мудрости. Медицине учились долго, главным образом по книгам. Книги носили компилятивный характер, усиленно переписывались, покупались за границей, передавались из поколения в поколение. В Авесте отражено положение врача а Иране. За лечение он получал плату, размер которой зависел от социального положения и материального достатка пациента. Медицина в Авесте определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии. Поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания гигиенического характера: содержание в чистоте тела, одежды, дома, домашних животных, уничтожение всего гниющего, очищение одежды и предметов, находившихся в соприкосновении с больными и трупами. Рациональные элементы содержались и в предписаниях о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, в запрещении пить опьяняющие напитки и др. Учение о врачебной этике соответствовало этике зороастризма и было пронизано гуманизмом. Знание врачом приобретается только для пользы другим; он обязан использовать любую возможность для самосовершенствования. Врач должен быть вежливым, ласковым в обращении, деликатным в беседе, не поверять врачебной тайны даже самым близким друзьям, говорить только о вещах достоверных, не высказывать того, в чем придется раскаиваться позже. Последнее особенно важное при постановке диагноза болезни и в предсказании ее исхода.

      Анализ текстов Авесты показывает, что врачи Древнего Ирана и Средней Азии, в т.ч. жрецы-зороастрийцы, в практической деятельности пользовались главным образом рациональными приемами. В диагностике большое место занимали осмотр внешнего облика больного, исследование мочи и пульса. Признание недуга самим больным и раскрытие его врачу рассматривались как условие, без которого невозможно излечение: «Кто скрыл болезнь перед врачом, тот обманул себя».

      Среди представителей отдельных отраслей медицинские знания выделялись врачи зубные, глазные, по вен. болезням, а также врачи, «знающие способы лечения душевных болезней». Однако считалось, что излечение человека, у которого погибает душа (как творение бога), так же невозможно, как воскрешение мертвеца. Была развита хирургия, или «медицина ножа». Насколько ответственной считалась хирургическая операция, показывает правило присуждения врачу права самостоятельно пользоваться приемами хирургии лишь после того, как он не менее трех раз совершит «резание» больного с исходом в выздоровление. Имелся богатый арсенал хирургических инструментов. При сшивании ран широко использовались жилы животных. Применялись средства для обезболивания - вино, чаще опий, гашиш в виде жидкостей, а также порошков, вдувавшихся больному мехом per rectum. В Авесте содержится подробное описание раневого шока и мер против его развития - согревание тела, покой, обильное питье.

       В Авесте приводится обширный перечень болезней и симптомов заболеваний. Чаще всего упоминаются лихорадки; среди них первое место занимает малярия, осенью протекавшая в коматозной форме. Об оспе часто говорится в связи со слепотой, возникшей в результате этого заболевания, которую отличали от сумеречной слепоты. Типичной болезнью для низменностей страны считалось слоновость. Описываемые гнойные артриты, «проказа заднего прохода» (геморрой), трофические язвы голени подлежали лечению у хирургов.

        Применялись разнообразные лекарственные средства. При кожных заболеваниях употребляли соль, киноварь, серу; сурьму использовали как косметическое средство и лекарство при заболеваниях глаз; свинцом лечили раны; мускус, амбру, бобровую струю применяли в качестве тонизирующих средств. Из животных средств чаще всего использовали печень, желчь, жир, мед, воск. Змеиный яд применяли как с лечебной, так и с профилактической целью. В большом ходу были местные виды лекарственных растений: финики, айва, орехи, а также оливковое, кунжутное масло. Из привозных средств как лекарство от «проказы» (различных кожных заболеваний) славился сандал. Камфора еще до новой эры широко применялась древнеиранскими врачами для лечения сердечных и легочных страданий. Имелись аптечные сады в городах, где разводились многие ароматические растения, например, базилик. Аптеки существовали при дворцах вельмож. Врачи жреческого сословия имели собственные кладовые, откуда лекарства выдавались больным специальными хранителями па рецептам владельцев-врачей.



26.05.2015
Яндекс.Метрика