Новости

Что представляла собой фармация Древнего Китая?

 

    К числу древнейших культур относится и китайская культура. Не позднее второй половины 3 тысячелетия до нашей эры племена басс, населявшие северные районы Китая, знали земледелие и скотоводство. В 14 веке до нашей эры на территории Северного Китая возникло раннегосударственное  образование Инь, в котором в значительной мере сохранялись черты первобытнообщинных отношений. Жителям Инь были известны металлургия бронзы, производство белой керамики, гончарные дело; они, по-видимому, создали раннюю иероглифическую письменность (конец 14-начало 13веке до нашей эры.) В 1 тысячелетии до нашей эры у большинства племен, населявших Древний Китай, получило широкое развитие искусственное орошение полей. К 6 веку до нашей эры относится начало строительства самого большого в мире (от Пекина до Ханьчжоу, через реки Хуанхэ, Хуанхэ и Янцзы; протяженность 1782 км) Великого канала, которое было завершено лишь спустя 2 тысячи лет. В 7-6 веке до нашей эры начали складываться крупные государственные образования- царства типа восстановление деспотий. В итоге беспрерывных войн особенно выделились царство Цинь, в 3 веке до нашей эры объединившее соседние царства в первое всекитайское государство (возникло в 221 году до нашей эры.)

          Этническая история китайской нации - сложной многовековой процесс в котором принимали участие многие народы, говорившие на китайском, тибетском, малайско-полинезийских, монкхмерских и алтайских языках. Таким образом, формирование и развитие китайской культуры проходило под влиянием культурных традиций народов, являющихся предками не только китайского, но и других народов, населявших ныне территорию Юго-Восточной Азии (индонезийцев, вьетнамцев, кхмеров.)

          Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4веке до нашей эры Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающих около 800 светил, к 28 году до нашей эры китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен, Чжан Цан в первой половине 2века до нашей эры нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; Цзин Чжоу-чан (не позднее начала 1 века до нашей эры ) ввел понятие об отрицательных вели указал правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса (около 3веков до нашей эры,) бумаги ( 2века до нашей эры,), спидометра (3 века нашей эры,),фарфора (3-5 веков нашей эры),сейсмоскопа (около 2 века,), книгопечатания (5-6 веков ),пороха (не позднее 10 веков.). Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации (китаецентризм), проповедуемой официально, китайской идеологией в течении 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них даже не было известно другим народам, так что многие открытия китайских ученых были позднее вновь открыты учеными других стран. Это относится и к достижениям китайской медицине.

        Для религиозных представлений китайцев характерно сочетание элементов различных верований и религий. Наибольшее значение имел культ предков, возникший еще в период первобытнообщинного строя и в значительной степени сохранившийся во всех системах китайской официальной идеологии. К6-3 веков до нашей эры сформировались основные направления китайской философской мысли, которые в дальнейшем легли в основу официальной идеологии, религиозных и морально-этических представлений большинства населения Китая. Важнейшим за них были из них даосизм и конфуцианство.

       В основе даосизма, возникшего в 4-3 веке до нашей эры лежит представление о наличии таинственной, непознаваемой разумом и невыразимой словами, присутствующей во всем первопричине, сущности и целостности вселенской жизни (дао - буквальное значение - путь). Противопоставляя природу обществу, даосисты призывали освободится от оков цивилизации, обязанностей, долга и возвратится к простой, близкой  к природе жизни. Одной из основных целей приверженцев даосизма было достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальная диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений, режим и тому подобное. Обеспечению долголетия, по представлениям адентов даосизма, служат и его этические установки, сводящиеся либо к абсолютному отрицанию политики и морали, либо к «недеянию» - самоустранению, уступчивости, отказу от желаний, от борьбы и тому подобное. Кроме того, даоские маги и врачеватели занимались поисками эликсира бессмертия, что способствовало развитию китайской алхимии. Отдельные предписания даоских врачевателей отдаленно напоминают предписания йоги, однако нет достаточных оснований считать, что между системами даосизма и йоги существует какая-либо преемственная связь. Хотя даосизм отрицал значение культуры и науки, а в некоторых источниках (например, канонизированный трактат «Чжуанцзы») даже высказывается мысль о желательности тотального истребления культуры, превознесение им природы и призыв к внимательному изучению происходящих в ней процессов содействовали появлению в Китае первоначальных естественнонаучных знаний.

          Конфуцианство [по имени основателя - китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551- 479 г. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начало выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики является понятие «жэнь» (гуманность) как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этика), базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и по положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и так далее. Постичь жэнь могут лишь так названные благородные мужи - представители высших слоев общества. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми часто встречается у Конфуция и его последователей. Конфуцием были обоснованы и основные положения традиционных верований  китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождения власти государя-«сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба над всеми народами Вселенной. В136году до нашей эры конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911). Как господствующая идеология конфуцианство, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба», китаецентризм, шовинизми пренебрежительное отношение к другим народам. Как этико-политическая и религиозная система конфуцианство глубоко укоренилось в общественной жизни Китая и в течении многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию, выработав определенные стереотипы в сознании народа, особенно среди образованной части китайского общества.                                                                                                               

       На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9-8веке до нашей эры) представлениям о взаимодействия пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). Эти идеи слились с возникшим позднее учением взаимопревращении пяти первостихий (металл, дерево, вода, огонь, земля) и были усвоены почти всеми философскими школами, в т. ч. со 2 века до нашей эры стали составной частью ортодоксального конфуцианства.      

           Источники изучения медицины Китая разнообразны; они представлены предметами материальной культуры, добытыми археологами, и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11-6веку до нашей эры. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, лекарства, личные и общественные санитарно гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11-7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы медицины, ветеринарии. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Тракт о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей - «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагаемый автор - Бянь Цио. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские, женские болезни.

       В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосм) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей. В желудке они подготавливаются к перевариванию, в тонком кишечнике превращаются в хилус, который по каналам (сосудам) попадает в сердце, где преобразуется в кровь. Эта кровь составляет пассивное начало (инь), она неподвижна, холодна, густа и черна до тех пор, пока в нее из легких не проникнет воздух, проталкиваемый в сердце при дыхании и создающий активное начало (ян). После этого кровь становится горячей и светлой, приходит в движение, направляется ко всем органам и питает их. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения. Так, в «Нейцзин» записано, что «...кровь, передающая газы ян-чи и инь-чи и питательные вещества, находится в сосудах... Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и конца... Кровь  в сосудах течет непрерывно и кругообразно, а сердце хозяйничает над кровью».

         В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Например, в «Нейцзин» указывается, что после смерти «можно вскрывать труп и изучать степень плотности сердца, печени, легких и других органов, величину желудка и мочевого пузыря; вместимость желудка и кишечника; длину кровеносных сосудов...; объем таза и т. п. - все это выражается в определенных величинах». В соответствии с анатомическими представлениями древнекитайских врачей основным органом считалось сердце. Печень рассматривалось как обиталище души, а желчный пузырь - мужества. Запрещение вскрытия трупов (приблизительно с 3-2 вв. до н.э.) приостановило развитие в Китае.

       Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь - гипофункция отдельных органов или организма в целом. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

         Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать,  что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров создавались медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на врачей, пренебрегающих своими обязанностями, налагались взыскания. Часть врачей находилась во власти мистики и суеверной и часто обращалась к гаданию, магии. Не считалось предосудительным афишировать свои познания в медицине. На воротах домов таких врачей были начертаны иероглифы, утверждавшие, что эти знатоки медицины способны поднимать даже мертвых. Но большинству врачей, по-видимому, была чужда такая самореклама.

       Крупный вклад в развитие медицины внес Цан Гун (267 - 215гг. до н.э.). Он вел записи, в которых указаны дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые «истории болезни».

      К выдающимся врачам первых веков нашей эры относятся хирург Хуа То (141-203) и Чжан Чжунцзин (152-219) - автор трактата об инфекционных заболеваниях, в котором содержится400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней. Будучи многосторонним врачом, он разработал методику искусственного дыхания, составил один из первых сборников рецептов, его работы в области терапии не утратили значения и в наши дни. Широкой известностью пользовался Ван Шу-хэ, автор классического труда «Моцзин» («Книга о пульсе», 280), использовавший в практической деятельности, кроме традиционных средств китайской народной медицины, лекарственную терапию. Общие положения медицины Древнего Китая излагаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы». В этом произведении медицина разделяется на внутренние болезни, хирургию, диетику и ветеринарию. По-видимому, рано выделилось в самостоятельный раздел и учение о глазных болезнях, которые были широко распространены. Известно о существовании специального храма, где больными в надежде на излечение приносились в жертву слепки в форме глаза.   

       Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, болезни легких, заразные болезни.

        Широкое распространение имели инфекционные болезни, сопровождающиеся высокой смертностью. Имеются косвенные указания на частные эпидемии оспы, после которых оставалось много слепых. Малярия и маляриеподобные заболевания описаны в книгах еще до новой эры. Известны были цинга, бери-бери. В хрониках того времени часто говорилось о чумоподобных и желудочно-кишечных заболеваниях. Были распространены заболевания кожи.

       В «Чжоуских ритуалах» упоминается «врач по лечению ран». Хирурги армии (мед.-сан. организация в китайской армии была создана не позднее 5 - 4 вв.до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых отпускали по выздоровлении домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовались сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и др.) приготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.

         Диагностика издревле оформилась в одно из важнейших звеньев врачевания; применялись методы непосредственного наружного исследования больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; моча исследовалась на вкус. По-видимому, важными для диагностики считались внешний осмотр и опрос больного. «Слушая голос больного, - написано в «Книге чудес», - наблюдай за цветом его лица - и так узнаешь, чем он страдает; положи руки на его пульс, ощупай его грудь, живот и ты узнаешь, что болезнь изменила в его теле; кроме того, подробнейшим образом расспроси его - и тогда узнаешь подлинную сущность того, что происходит в его теле». Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, при помощи исследования пульса можно выяснить все совершающиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру чувств - печаль, гнев, радость, болевые ощущения, «состояние экстаза, томление духа». Древнекитайские врачи различали свыше 20 видов пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.

      Лечебные названия зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом. «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Правилом является афоризм: «Врачу подобает лечить лишь то, что поддается излечению, если же болезнь неизлечима, старайся облегчить страдания умирающего». Основываясь на концепции о борьбе противоположных начал в организме (ян и инь), китайские врачи выработали принцип лечения противоположным. Оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской медицины, являются широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и лечебные прижигания. Древнекитайские врачи широко применяли диетотерапию, водные процедуры, массаж, солнечные ванны и др. Во 2 в. н.э. в медицине Китая вошла своеобразная пластическая гимнастика - игра, явившаяся продолжением гораздо более древней традиции. Рассчитанный на психологический эффект, этот вид лечебной физкультуры ставил своей задачей отвлечь внимание больного от скорбных мыслей, снять болевое ощущение, создать радостное настроение. Гимнастика оказывала положительное действие при болезнях органов движения, пищеварительной системы.

          На арсенал применяемых лекарственных средств большое влияние оказало разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начал применяться не позже 5 - 6 вв. до н.э. Морскими водорослями моряки и рыболовы издавна лечили зоб. Тунговое масло применялось при кожных заболеваниях, орехи бетеля - против глистов, цветы камелии - при ожогах, цветы персиков - как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовались в медицине семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфора, индийская конопля, имбирь, лимонник, ипекакуана. В Китае насчитывается более 300 видов амилофильных растений. Многие из них (рис, гаолян, сахарный тростник) служили средствами лечения болезней. Мускусом лечили болезни сердца, коконами шелкопряда - детские судороги, панцирем черепах - цингу, свежей печенью морских рыб - куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии, заболеваний крови. В большом употреблении были сурьма, соль, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни», которые находили в древних могилах, имели не только сакраментальное название, но и использовались при лечении сифилиса. За несколько веков до нашей эры были составлены классификации лекарственных средств по их фармакол. свойствам. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна, не ранее 11 и не позднее5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, относится к древнейшим фармакопеям мира.



26.05.2015
Яндекс.Метрика