Что представляла собой фармация эпохи Возрождения?
Возрождение, Ренессанс - переходная эпоха от средневековой культуры к культуре нового времени (XV-XVI вв.). Этот термин был употреблен Джордже Вазари в "Жизнеописаниях"' художников (1550 г.).
Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так и вне её. Эти процессы привели к перемещениям политических центров в мире. Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г. Тогда произошло два события. Во-первых, закончилась Столетняя война, героиней которой была Жанна д'Арк, в результате чего обрели свои экономические и культурные очертания французское и английское национальные государства. Во-вторых, резкое усиление интереса к античному наследию, в том числе научному, произошло в результате падения Восточной Римской империи в 1453 г., когда турки-османы взяли Константинополь. После этого в Италию хлынул поток ученых-христиан, носителей эллинистического знания и потенциальных переводчиков греческих и арабских текстов на латынь и новые европейские языки.
В результате произошли значительные исторические перемены: задачей европейских государств стала совместная защита христианской Европейской цивилизации; произошла перестройка всей экономики Европы из-за сокращения торговли с Востоком -это усилило уже начавшийся процесс поиска новых торговых путей и было причиной географических открытий. Главенство в Православной церкви от Византии перешло к Москве, ставшей «Третьим Римом» и центром Восточно-европейской православной цивилизации.
Отличительными чертами культуры Возрождения были антифеодальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию.
Культура Возрождения была, однако, результатом сложных исторических процессов. Прежде всего это был итог длительного развития средневековой городской культуры, в которой были заложены многие тенденции, получившие условия для развития только в ХIV в. и прежде всего в Италии. Поэтому часто в истории Европы выделяют особый период, который называют Предвозрождением, Проторенессансом.
В этот период из монастырей и замков королей и феодалов центры политической, хозяйственной и культурной жизни перемещаются в города. Этот процесс сопровождала новая организация производства. Ремесленничество становилось все более специализированным и профессиональным. Это привело к цеховой организации ремесленников, а также к появлению традиции ученичества - передачи важнейших профессиональных достижений и секретов ученикам, и сохранение таким образом профессионального.
Усиление городов было связано также с развитием торговли. Возникали ярмарки, как центры обмена, крупные торговые союзы, где торговые города играли решающую роль. Важнейшим таким союзом стала Ганза, Ганзейский союз балтийских городов.
Торговля и ремесленничество содействовали формированию и укреплению новых общественных отношений, где главным становилась реализация способностей и возможностей, а не наследственных прав. Стала раздаваться критика в адрес церкви и ее контроля над деятельностью человека. Однако, не надо считать, что Возрождение - это постоянное противопоставление феодальной системы и церкви, с одной стороны, и новых тенденций, с другой. Власть и церковь многое воспринимали от Возрождения, они были главными заказчиками и покровителями ученых, писателей, художников и философов.
Носителем новой идеологии была городская интеллигенция, в ряды которой включились не только писатели, философы и т.п., но и представители торговых сословий, мастера-ремесленники, ученые и врачи. Родоначальником гуманизма считают писателя Франческо Петрарку (1304-1374 гг.), который противопоставил Studia humaniorum - "изучение человеческого" и Studia divina -"изучение божественного". Это означало противопоставление в познании мира рационализма и опыта - божественному "откровению".
Результатом было признание права свободного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. Центром гуманизма, как системы воззрений, признающей ценность человека как личности, стала Италия. Во Флоренции Пико де ла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487 г.) развил основную идею гуманизма: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Гуманизм опирался на новое видение мира, расширившееся в результате ряда факторов.
Прежде всего наступила эра Великих Географических открытий. В самом начале XIV в. получил распространение записанный рассказ о путешествии на Восток венецианского купца Марко Поло. Но подлинная эра географических открытий началась, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет - Американский континент (1492-1496 гг.), Васко да Гама нашел морской путь в Индию, обогнув Африку (1497-1499 гг.) и, наконец, Фернандо Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, доказав шарообразность Земли (1519-1522 гг.). В конце XV в. Испания и Португалия, две великие морские державы поделили Новый свет, проведя границу раздела в Атлантике: Бразилия оказалась в зоне португальских интересов, Центральная и Северная Америка - испанских. В начале XVI в. португальцы, обеспокоенные активностью Испании, поставили под контроль торговые пути в Индийском океане, взяв в руки торговлю пряностями - Великий путь пряностей, от Моллуккских островов, через Гоа в Индии и Красное море стал важным путем доставки в Европу лекарственного сырья. Эти события прямо повлияли на развитие фармацевтических знаний и аптечной торговли.
Идеи гуманизма нашли отражение и развитие в политических взглядах общества. Возник утопический социализм - противопоставление разумной системы управления системам догматическим. Уже в XIV в. один из деятелей Проторенессанса, Марсилий Падуанский написал трактат «Защитник мира» (1324 г.), в котором не только выступил против притязаний папства на светскую власть. Он выдвинул идею общественного договора и признал за народом право на избрание государя. Формирование национальных государств привело к появлению оригинальных политических мыслителей (Н.Маккиавелли, У. Фон Гуттен, Т.Мор).
Критика безучастного и консервативного отношения к собственной 'судьбе и судьбам мира появилась в литературе. Начало литературы Возрождения исчисляют с «Божественной комедии» создателя итальянского литературного языка Данте Алигьери (его семье принадлежала аптека во Флоренции). Написанная в 1307-1321 гг., она была напечатана в 1472 г. В историю культуры вошли книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости" и Себастьяна Брандта "Корабль дураков". Уничтожающей сатирой на Средневековье и своеобразной энциклопедией Возрождения стал роман профессора медицины Университета в Монпелье Франсуа Рабле «Гарганттоа и Пантагрюэль» (1532-1564 гг.). Реалистически завершил эпоху Возрождения роман Мигеля Серваотеса «Дон Кихот» (1605-1615 гг.). Критика средневекового миросозерцания и утверждение принципов буржуазного индивидуализма идейно подготовило Реформацию - общественно-политическое движение XVI в., принявшее формы борьбы против католического уче-Ш1Я и церкви.
Распространению новых знаний и развитию литературы содействовало изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1450 г.
Особую роль сыграл расцвет изобразительных искусств - живописи и ваяния. В этот период творили такие гении как Микельанджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Гольбейны, Лукас Кранах Старший. Одной из величайших фигур - предтечей искусства Нового времени, был нидерландский живописец Иероним Босх (1460-1516 гг.). Ф.Брунеллески не только создал теорию перспективы, но и стал основоположником архитектуры Возрождения, построив купол собора во Флоренции и множество других зданий.
В этот период границы континента Европы оказались зримо отодвинуты на восток: в 1547 г. Великий князь Московский Иван IV Грозный стал первым русским царем, в 1552 г. было ликвидировано казанское ханство, а в 1557 г. с взятием Астрахани Волжский путь стал принадлежать Русскому государству, ставшему прямым связующим звеном между Западом и Востоком - Россия вошла в число важнейших государств мира.
Основой науки Возрождения стала натурфилософия, освобожденная от подчинения теологии. Историческое значение эпохи состояло в том, что за два столетия произошел переход от Ренессансной науки и философии (с истолкованием природы как многокомпонентной, многокачественной, живой и даже одушевленной) - к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму. Этот переход завершился в трудах Г.Галилея и Ф.Бэкона.
Причин было несколько. Во-первых, получила дальнейшее развитие универсальная система образования, сосредоточенная в университетах. Их число непрерывно росло и скоро превысило сотню. Университеты открывались во всех странах Европы, от Португалии до Литвы (в 1579 г. был основан университет в Вильнюсе). Это привело к распространению образованности и теоретических знаний. Во-вторых, наука отвечала запросам практики (строительство, мореплавание, торговля, военное дело и т.п.), которая ставила все более сложные задачи, не решаемые на основе "здравого смысла", а требующие теоретизирования.
Однако получило распространение увлечение каббалистикой и мистикой. Причиной было, в частности, неумение разобраться в достаточно изощренной греческой науке и философии, правильно истолковать переводы, например, Платона. Кроме того с Востока в Европе распространялись мистические тексты и учения, включая алхимические. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление Возрождения от более научного мышления Нового времени.
Крупнейшим достижением науки Возрождения было создание в 1543 г. Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира, доказавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. В 1584 Г. Джордано Бруно выдвинул концепцию о множественности миров. ,
Географические открытия привели к формированию географии как науки и развитию картографии. Немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507 гг.) был создан первый глобус «Земное яблоко», наглядно демонстрировавший шарообразность Земли (1492 г.).
Развитие получила практическая механика. Так Петер Ген-лейя, немецкий механик, изобрел в начале XV в. карманные часы.
Характерна тесная связь науки Возрождения с искусством. Самый яркий пример - Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - художник, архитектор, инженер, ученый и анатом. Математики часто работали под влиянием практических запросов (изобретатель «двойной бухгалтерии» Лука Паччоли, учитель Леонардо да Винни, изобретатель десятичных дробей, строитель крепостей и каналов С.Стевин, военный инженер и баллистик Н.Тарталья, создатель математической символики Ф.Виет и др.).
Значительно вырос объем знаний в области горного дела, металлургии, и минералогии. Одним из самых крупных знатоков горного дела и металлургии были немецкий врач Георгий Агри-кола (1494-1555 гг.), а также директор монетного двора в Сиене Ваноччо Бирингуччо (1480-1539 гг.), первым наблюдавший увеличение массы металла при обжиге на воздухе.
Вершиной развития науки в эпоху Возрождения,;стало создание экспериментального метода. Этим самым было завершено создание структуры науки, включавшей эмпирические, методические и теоретические элементы. Экспериментальный метод впервые был использован Галилео Галилеем (1564-1642 гг.). Врач по образованию, Галилей увлекся математикой и механикой и в период работы в Падуанском университете (1592-1610 гг.) экспериментально изучил законы свободного падения, движение тела, брошенного под углом к горизонту, падение по наклонной плоскости, изохронизм колебаний маятника. Экспериментально он пояснял принцип равноправия инерциальных систем отсчета (принцип относительности Галилея).
Формирование полной структуры науки завершил английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), член Парламента и лорд-канцлер. Всю жизнь он работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук», третья часть которого должна была называться «Естественной и экспериментальной историей». Его призыв к экспериментальному изучению природы явился стимулом для развития науки Нового времени.
Возрождение принесло революционные изменения в медицину и фармацию. Эти изменения были связаны с именами А.Везалия и Парацельса.
Андрей Везалий (1514-1564 гг.) начавший систематические вскрытия, стал основателем современной анатомии. Это позволило ему преодолеть многовековые догмы о строении человеческого тела. Свои открытия он изложил в трактате «О строении человеческого тела» (De humani corporis fabrica) (1543 г.).
Прогресс анатомии способствовал гораздо лучшему пониманию функций человеческого тела, прежде всего кровообращения. Первые успешные шаги в этом направлении сделал Мигель Сервет, который в середине XV в. описал малый круг кровообращения. Значительных успехов достигла хирургия, где самой громкой славой пользовался Амбруаз Паре (1510-1590 гг.), который кроме хирургии содействовал расцвету акушерства.
Общее состояние медицины в середине XVI в. лучше всего отражал труд известного врача Жана Фернеля «Медицина» (1554 г.). Он выдержал 30 изданий и представлял собой ясно изложенную совокупность сведений по физиологии, патологии и терапии, которые Фернель извлек из греческих, латинских и арабских сочинений.
С эпохой Возрождения в искусство и науку пришло движение - статичность 'живописи и скульптуры сменилась динамичностью фигур и групп. Это нашло отражение и в анатомии - старинные гравюры из анатомических атласов изображают движущиеся скелеты, нарисованные по всем правилам механики. Это была дань новому течению - использованию данных естественных наук в медицине. В данном случае это проявление иатромеханики (врачебной механики - от греч. laipoi; - врач).
Есть еще один пример использования механики для истолкования и объяснения физиологических процессов. Одним га разделов механики была гидравлика - наука о движении жидкостей. Законы гидравлики, расчеты действия насосов, закономерности течения воды по каналам и устройства шлюзов были положены в основу объяснения функционирования кровеносной системы. Были не только предложены первые объяснения причин движения крови по сосудам лишь в одном направлении, но и утверждена идея о замкнутости системы кровообращения.
Иатромеханика была частным, но весьма успешным, приложением достижений общей физики в медицине. В целом это направление получило назвшше иатрофизики. Иатрофизики ввели в медицинскую практику эксперимент. Санторио Санторио (1561-1636 гг.) создал весы для изучения влияния питания на общее состояние организма, а также термоскоп - прообраз термометра. Аналогичный термоскоп был изобретен Галилеем. Помимо иатрофизики и иатромеханики в XV-XYI вв. в медицине существовало направление получившее название иатроматематики. Однако это направление фактически принципиально отличалось от двух предыдущих, бывших результатом прогресса естественных наук. Иатроматематика была просто медицинской астрологией, где расчеты были связаны с составлением гороскопов и предсказанием сроков для кровопусканий и т.п.
Наиболее важным по своим последствиям для развития как медицинской науки и практической медицины, так и для фармации было направление, получившее наименование иатрохимии (иногда его называли химиатрией). Возникновение этого направления было связано с деятельностью выдающегося врача Возрождения Парацельса (1493-1541 гг.).
Подлинное его имя было Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм. Имя Парацедьс -«Превосходящий Цельса», - он принял в университете в Ферраре, где получил звание врача, пройдя однако предварительное серьезное обучение у своего отца - прекрасного химика и лиценциата медицины.
Основной заслугой Парацельса был отказ от элементов-стихий греков и, соответственно, от учения о четырех жидкостях и гуморальных патологии и физиологии, бывших основой учений Галена и Ибн Силы. С самого начала своей деятельности Парацельс совмещал глубокое знание этиологии болезней, по новому понятых патологии и терапии, с активной исследовательской деятельностью в области фармацевтических наук. Занимаясь химией и медициной одновременно от стал именовать себя «иатрохимиком».
В основе концепций Парацелъса лежали следующие представления. Прежде всего элементы-стихии он предложил заменить новыми, «субстанциальными» элементами, к которым от отнес Ртуть, Серу и Соль. Это не были обычные вещества, а «начала» (Ртуть- Меркурий - cnnpT-spiritus-дух; Сера-Сульфур -anuna-душа; Соль - corpus-тело). Известные в то время семь металлов он считал производными этих трех «начал». Четвертым началом он считал Воду. Он решительно отказался от концепции «четырех жидкостей тела», «гуморов», которая основывалась на представлениях о четырех элементах-качествах. В связи с этим он выступил против учений Галена и Ибн Сины, устраивая даже публичные сожжения их книг для того, чтобы привлечь внимание к своей доктрине.
В. соответствии с этой концепцией Парацельс создал химическую теорию функций организма. Эта теория была привязана к представлениям о теснейшей связи Космических сил - Макрокосма и организма Человека, который философы Возрождения предлагали рассматривать как Микрокосм - мир в миниатюре. Именно в микрокосме, по Парацельсу, в результате нарушения химических процессов возникают аномалии - болезни. Причиной же нарушений химических процессов является нарушение равновесия между тремя элементами-«началами» и возникающие при этом «загрязнения» организма. Осадок винного камня (tartarus vini) Парацельс рассматривал как аналог таких загрязнений.
В концепции Парацельса была, однако, слабая сторона -объяснение первопричин жизнедеятельности. Жизнь, по Парацельсу, возникала под действием «сил», идея которых была высказана еще Галеном. Парацельс создал сложную, но достаточно стройную систему, описывающую эти «силы». Её основой была идея о существовании в организме множества «сил», управляющих всеми жизненными (химическими) процессами. Эти «силы» - «арканы» и «эншш», подчинялись высшей сипе - «Архею».
Вся фармацевтика Парацельса была подчинена его химической теории жизнедеятельности. Организм человека он представлял как реторту, в которой протекают сложнейшие реакции, управляемые Археем. Воздействовать на эти реакции можно было с помощью лекарств, приготовленных химическим путем. Идеи Парацельса оказали скорее влияние на химию и философию природы, чем на медицину. Его медицинские взгляды были сведены в систему его учеником датским врачом Педером Сёренсеном.
Во взглядах Парацельса присутствовали элементы мистики. Так явным отголоском идей о панацее была идея Парацельса о важнейшем лекарстве, которое он называл «квинтэссенцией» (quintfl essentia - пятое начало, пятая сущность) и стремился получить из растений и минералов. Однако он начал широко использовать для лечения самых разнообразных заболеваний множество новых, прежде всего неорганических препаратов. Среди них были препараты скорее призванные производить впечатление на больного, нежели действительно фармацевтически активные, например, Aurum potabile - "питьевое золото» (его коллоидный раствор). Вскоре появился коллоидный раствор серебра, препарат - действительно активный, сохранившийся до сих пор под названием «колларгол». Славу Парацельсу принесли его ртутные препараты против сифилиса, которые он предложил использовать вместо бесполезной по его мнению гваяковой смолы -лекарства, привезенного из Америки.
Парацельс и его ученики ввели в практику множество соединений свинца, меди, мышьяка, ртути, В химической практике стали использовать сульфат калия, природная форма которого получила название «арканит».
Парацельс впервые начал целенаправленно выделять из сырого материала действующие начала и применять их в качестве тинктур и экстрактов. В частности он рекомендовал использовать спиртовые экстракты, которые в ряде случаев были значительно активнее традиционных галеновых препаратов.
В фармакопеях появились такие препараты как ярь-медянка, свинцовые белила и т.п.
Среди парацельсианских препаратов особое место заняли препараты сурьмы и ртути. Внимание к сурьме было привлечено книгой «Триумфальная колесница антимония», которую приписывали мифической личности - древнему алхимику Василию Валентину. На самом деле его труды были написаны в XV в.
Ряд препаратов сурьмы обладал явным лечебным действием. Распространение получило так называемое «Сурьмяное или Рвотное вино». Считалось, что не только соединения сурьмы, но к она сама по себе оказывает лечебное действие. В практику вошли бокальчики из металлической сурьмы для приема лекарств или даже просто как посуда. Были предложены «Вечные пилюли» - шарики из металлической сурьмы, которые предлагали глотать больным, а после того, как они выходили естественным путем, их отмывали и они снова были готовы к употреблению.
Парацельс давал и такие рецепты: «Чахотку можно вылечить так: возьми белый хлеб и один день и одну ночь размачивай его в добром вине. Через день, помолясь, выпей этого вина и не принимай ничего иного. Собирай мочу в сосуд, повесь его над очагом, и от испарения мочи чахотка твоя также ослабеет».
Интерес химиков к вопросам медицины привел к быстрому развитию практической и экспериментальной химии. Стало появляться множество книг по химической практике: перегонке, получению различных соединений, анализу минеральных вод и т.п. В 1487 г. появилась первая печатная книга по химии - трактат Михаэля Шрика по дистилляция. Появляется множество книг с описанием приборов и аппаратов в химической и аптечной практике. Анализ вод привел к тому, что бальнеология становится не только медицинской, но и фармацевтической наукой.
Параллельно с иатрохимией исключительное развитие получила фармацевтическая ботаника - фармакогнозия. Этому особо способствовало изобретение книгопечатания и прогресс в изготовлении книжных иллюстраций - гравюра на дереве была заменена точной и натуралистичной гравюрой на металле - это было также примером влияния искусства Возрождения на науку.
Наиболее известным печатным травником стала -агата Петра Маттиола (15^2 г.). Распространение многочисленных печатных травников содействовало становлению ботаники как науки, важную роль в этом процессе сыграл швейцарский врач Конрад Гесснер. В Падуанском университете Дж. Буонафеде в качестве Lector simplicios впервые читает курс фармакогнозии. В 1540 г. Валерий Корд (Кордус) преподает фармакогнозию в университете в Витгенберге. Появляются первые подлинные фармакопеи и совершенствуются рецепты. Взамен - «устных приказов» появляются рецепты, на писанные на ставшей дешевой бумаге, их форма совершенствуется.
Географические открытия сопровождаются знакомством с новыми лекарственными растениями и новыми лекарствами, но и с новыми, неизвестными в Европе ранее болезнями: менингит, дифтерия с кожными высыпаниями, а главное - сифилис. Но и из .Европы в Америку была завезена оспа, приведшая там к эпидемии среди местного населения. Джироламо Фрахастсро в 1546 г. создает первые представления о распространении заразных болезней в своем труде «О контагии». Португальский врач Гарсия де Орта дает ценное описание славившихся индийских лекарств. Из Америки в Европу попадает табак:- сначала как лекарственное средство, а также кора хинного дерева - самое ценное фармацевтическое приобретение того времени.
Расцвет фармации привел к усилению борьбы фармацевтов за повышение своего статуса: в 1566 ,г.: началась «война между врачами и аптекарями» в Париже, длившаяся сто лет.
Однако, наряду, с новыми средствами еще долгое время были распространены средневековые лекарства, вроде камня безоар;, якобы спасающего от всех ядов, териаки, лекарства приготовленные из черепа мертвого, но непогребенного человека и т.п.
26.05.2015