Новости

Что представляла собой фармация эпохи Возрождения?

 

Возрождение, Ренессанс - переходная эпоха от средневеко­вой культуры к культуре нового времени (XV-XVI вв.). Этот термин был употреблен Джордже Вазари в "Жизнеописаниях"' художников (1550 г.).

Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так и вне её. Эти процессы приве­ли  к перемещениям политических центров в мире. Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г. Тогда про­изошло два события. Во-первых, закончилась Столетняя война, героиней которой была Жанна д'Арк, в результате чего обрели свои экономические и культурные очертания французское и анг­лийское национальные государства. Во-вторых, резкое усиление интереса к античному наследию, в том числе научному, про­изошло в результате падения Восточной Римской империи в 1453 г., когда турки-османы взяли Константинополь. После этого в Италию хлынул поток ученых-христиан, носителей эллинистиче­ского знания и потенциальных переводчиков греческих и араб­ских текстов на латынь и новые европейские языки.

В результате произошли значительные исторические пере­мены: задачей европейских государств стала совместная защита христианской Европейской цивилизации; произошла перестройка всей экономики Европы из-за сокращения торговли с Востоком -это усилило уже начавшийся процесс поиска новых торговых пу­тей и было причиной географических открытий. Главенство в Православной церкви от Византии перешло к Москве, ставшей «Третьим Римом» и центром Восточно-европейской православ­ной цивилизации.

Отличительными чертами культуры Возрождения были ан­тифеодальный характер, гуманистическое мировоззрение, обра­щение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения была, однако, результатом сложных исторических процессов. Прежде всего это был итог длительного развития средневековой городской культуры, в которой были за­ложены многие тенденции, получившие условия для развития только в ХIV в. и прежде всего в Италии. Поэтому часто в исто­рии Европы выделяют особый период, который называют Предвозрождением, Проторенессансом.

В этот период из монастырей и замков королей и феодалов центры политической, хозяйственной и культурной жизни пере­мещаются в города. Этот процесс сопровождала новая организа­ция производства. Ремесленничество становилось все более спе­циализированным и профессиональным. Это привело к цеховой организации ремесленников, а также к появлению традиции уче­ничества - передачи важнейших профессиональных достижений и секретов ученикам, и сохранение таким образом профессио­нального.

Усиление городов было связано также с развитием торговли. Возникали ярмарки, как центры обмена, крупные торговые сою­зы, где торговые города играли решающую роль. Важнейшим та­ким союзом стала Ганза, Ганзейский союз балтийских городов.

Торговля и ремесленничество содействовали формирова­нию и укреплению новых общественных отношений, где главным становилась реализация способностей и возможностей, а не на­следственных прав. Стала раздаваться критика в адрес церкви и ее контроля над деятельностью человека. Однако, не надо счи­тать, что Возрождение - это постоянное противопоставление феодальной системы и церкви, с одной стороны, и новых тенден­ций, с другой. Власть и церковь многое воспринимали от Возро­ждения, они были главными заказчиками и покровителями уче­ных, писателей, художников и философов.

Носителем новой идеологии была городская интеллигенция, в ряды которой включились не только писатели, философы и т.п., но и представители торговых сословий, мастера-ремесленники, ученые и врачи. Родоначальником гуманизма считают писателя Франческо Петрарку (1304-1374 гг.), который противопоставил Studia humaniorum - "изучение человеческого" и Studia divina -"изучение божественного". Это означало противопоставление в познании мира рационализма и опыта - божественному "откровению".

Результатом было признание права свободного исследова­ния. Возникли светская наука, литература и искусство. Центром гуманизма, как системы воззрений, признающей ценность чело­века как личности, стала Италия. Во Флоренции Пико де ла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487 г.) развил основ­ную идею гуманизма: человек сам творит свою судьбу, он спосо­бен к безграничному совершенствованию своей природы. Гуманизм опирался на новое видение мира, расширившееся в резуль­тате ряда факторов.

Прежде всего наступила эра Великих Географических от­крытий. В самом начале XIV в. получил распространение запи­санный рассказ о путешествии на Восток венецианского купца Марко Поло. Но подлинная эра географических открытий нача­лась, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет - Американ­ский континент (1492-1496 гг.), Васко да Гама нашел морской путь в Индию, обогнув Африку (1497-1499 гг.) и, наконец, Фер­нандо Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, до­казав шарообразность Земли (1519-1522 гг.). В конце XV в. Ис­пания и Португалия, две великие морские державы поделили Но­вый свет, проведя границу раздела в Атлантике: Бразилия оказалась в зоне португальских интересов, Центральная и Северная Америка - испанских. В начале XVI в. португальцы, обеспокоенные активностью Испании, поставили под контроль торговые пу­ти в Индийском океане, взяв в руки торговлю пряностями - Ве­ликий путь пряностей, от Моллуккских островов, через Гоа в Ин­дии и Красное море стал важным путем доставки в Европу лекар­ственного сырья. Эти события прямо повлияли на развитие фар­мацевтических знаний и аптечной торговли.

Идеи гуманизма нашли отражение и развитие в политиче­ских взглядах общества. Возник утопический социализм - проти­вопоставление разумной системы управления системам догмати­ческим. Уже в XIV в. один из деятелей Проторенессанса, Марсилий Падуанский написал трактат «Защитник мира» (1324 г.), в котором не только выступил против притязаний папства на свет­скую власть. Он выдвинул идею общественного договора и при­знал за народом право на избрание государя. Формирование на­циональных государств привело к появлению оригинальных по­литических мыслителей (Н.Маккиавелли, У. Фон Гуттен, Т.Мор).

Критика безучастного и консервативного отношения к соб­ственной 'судьбе и судьбам мира появилась в литературе. Начало литературы Возрождения исчисляют с «Божественной комедии» создателя итальянского литературного языка Данте Алигьери (его семье принадлежала аптека во Флоренции). Написанная в 1307-1321 гг., она была напечатана в 1472 г. В историю культуры вошли книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости" и Себа­стьяна Брандта "Корабль дураков". Уничтожающей сатирой на Средневековье и своеобразной энциклопедией Возрождения стал роман профессора медицины Университета в Монпелье Франсуа Рабле «Гарганттоа и Пантагрюэль» (1532-1564 гг.). Реалистически завершил эпоху Возрождения роман Мигеля Серваотеса «Дон Кихот» (1605-1615 гг.). Критика средневекового миросозерцания и утверждение принципов буржуазного индивидуализма идейно подготовило Реформацию - общественно-политическое движе­ние XVI в., принявшее формы борьбы против католического уче-Ш1Я и церкви.

Распространению новых знаний и развитию литературы со­действовало изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1450 г.

Особую роль сыграл расцвет изобразительных искусств - живописи и ваяния. В этот период творили такие гении как Ми­кельанджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Гольбейны, Лукас Кра­нах Старший. Одной из величайших фигур - предтечей искусства Нового времени, был нидерландский живописец Иероним Босх (1460-1516 гг.). Ф.Брунеллески не только создал теорию перспек­тивы, но и стал основоположником архитектуры Возрождения, построив купол собора во Флоренции и множество других зда­ний.

В этот период границы континента Европы оказались зримо отодвинуты на восток: в 1547 г. Великий князь Московский Иван IV Грозный стал первым русским царем, в 1552 г. было ликвиди­ровано казанское ханство, а в 1557 г. с взятием Астрахани Волж­ский путь стал принадлежать Русскому государству, ставшему прямым связующим звеном между Западом и Востоком - Россия вошла в число важнейших государств мира.

Основой науки Возрождения стала натурфилософия, осво­божденная от подчинения теологии. Историческое значение эпо­хи состояло в том, что за два столетия произошел переход от Ренессансной науки и философии (с истолкованием природы как многокомпонентной, многокачественной, живой и даже одушев­ленной) - к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму. Этот переход завершился в трудах Г.Галилея и Ф.Бэкона.

Причин было несколько. Во-первых, получила дальнейшее развитие универсальная система образования, сосредоточенная в университетах. Их число непрерывно росло и скоро превысило сотню. Университеты открывались во всех странах Европы, от Португалии до Литвы (в 1579 г. был основан университет в Вильнюсе). Это привело к распространению образованности и теоретических знаний. Во-вторых, наука отвечала запросам прак­тики (строительство, мореплавание, торговля, военное дело и т.п.), которая ставила все более сложные задачи, не решаемые на основе "здравого смысла", а требующие теоретизирования.

Однако получило распространение увлечение каббалистикой и мистикой. Причиной было, в частности, неумение разобраться в достаточно изощренной греческой науке и философии, правильно истолковать переводы, например, Платона. Кроме того с Востока в Европе распространялись мистические тексты и учения, вклю­чая алхимические. Смешение рациональных представлений с на­ивной фантастикой отличает мышление Возрождения от более научного мышления Нового времени.

Крупнейшим достижением науки Возрождения было созда­ние в 1543 г. Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира, доказавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. В 1584 Г. Джордано Бруно выдвинул концепцию о множественности ми­ров. ,

Географические открытия привели к формированию геогра­фии как науки и развитию картографии. Немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507 гг.) был соз­дан первый глобус «Земное яблоко», наглядно демонстрировав­ший шарообразность Земли (1492 г.).

Развитие получила практическая механика. Так Петер Ген-лейя, немецкий механик, изобрел в начале XV в. карманные ча­сы.

Характерна тесная связь науки Возрождения с искусством. Самый яркий пример - Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - ху­дожник, архитектор, инженер, ученый и анатом. Математики час­то работали под влиянием практических запросов (изобретатель «двойной бухгалтерии» Лука Паччоли, учитель Леонардо да Винни, изобретатель десятичных дробей, строитель крепостей и каналов С.Стевин, военный инженер и баллистик Н.Тарталья, создатель математической символики Ф.Виет и др.).

Значительно вырос объем знаний в области горного дела, металлургии, и минералогии. Одним из самых крупных знатоков горного дела и металлургии были немецкий врач Георгий Агри-кола (1494-1555 гг.), а также директор монетного двора в Сиене Ваноччо Бирингуччо (1480-1539 гг.), первым наблюдавший уве­личение массы металла при обжиге на воздухе.

Вершиной развития науки в эпоху Возрождения,;стало соз­дание экспериментального метода. Этим самым было завершено создание структуры науки, включавшей эмпирические, методи­ческие и теоретические элементы. Экспериментальный метод впервые был использован Галилео Галилеем (1564-1642 гг.). Врач по образованию, Галилей увлекся математикой и механикой и в период работы в Падуанском университете (1592-1610 гг.) экспе­риментально изучил законы свободного падения, движение тела, брошенного под углом к горизонту, падение по наклонной плос­кости, изохронизм колебаний маятника. Экспериментально он пояснял принцип равноправия инерциальных систем отсчета (принцип относительности Галилея).

Формирование полной структуры науки завершил англий­ский ученый и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), член Парламента и лорд-канцлер. Всю жизнь он работал над гранди­озным планом «Великого восстановления наук», третья часть ко­торого должна была называться «Естественной и эксперимен­тальной историей». Его призыв к экспериментальному изучению природы явился стимулом для развития науки Нового времени.

Возрождение принесло революционные изменения в меди­цину и фармацию. Эти изменения были связаны с именами А.Везалия и Парацельса.

Андрей Везалий (1514-1564 гг.) начавший систематические вскрытия, стал основателем современной анатомии. Это позво­лило ему преодолеть многовековые догмы о строении человече­ского тела. Свои открытия он изложил в трактате «О строении человеческого тела» (De humani corporis fabrica) (1543 г.).

Прогресс анатомии способствовал гораздо лучшему пониманию функций человеческого тела, прежде всего кровообращения. Первые успешные шаги в этом направлении сделал Мигель Сервет, который в середине XV в. описал малый круг кровообраще­ния. Значительных успехов достигла хирургия, где самой гром­кой славой пользовался Амбруаз Паре (1510-1590 гг.), который кроме хирургии содействовал расцвету акушерства.

Общее состояние медицины в середине XVI в. лучше всего отражал труд известного врача Жана Фернеля «Медицина» (1554 г.). Он выдержал 30 изданий и представлял собой ясно изложен­ную совокупность сведений по физиологии, патологии и терапии, которые Фернель извлек из греческих, латинских и арабских со­чинений.

С эпохой Возрождения в искусство и науку пришло движение - статичность 'живописи и скульптуры сменилась динамично­стью фигур и групп. Это нашло отражение и в анатомии - ста­ринные гравюры из анатомических атласов изображают движу­щиеся скелеты, нарисованные по всем правилам механики. Это была дань новому течению - использованию данных естествен­ных наук в медицине. В данном случае это проявление иатромеханики (врачебной механики - от греч. laipoi; - врач).

Есть еще один пример использования механики для истол­кования и объяснения физиологических процессов. Одним га разделов механики была гидравлика - наука о движении жидко­стей. Законы гидравлики, расчеты действия насосов, закономер­ности течения воды по каналам и устройства шлюзов были поло­жены в основу объяснения функционирования кровеносной сис­темы. Были не только предложены первые объяснения причин движения крови по сосудам лишь в одном направлении, но и ут­верждена идея о замкнутости системы кровообращения.

Иатромеханика была частным, но весьма успешным, прило­жением достижений общей физики в медицине. В целом это на­правление получило назвшше иатрофизики. Иатрофизики ввели в медицинскую практику эксперимент. Санторио Санторио (1561-1636 гг.) создал весы для изучения влияния питания на общее состояние организма, а также термоскоп - прообраз термометра. Аналогичный термоскоп был изобретен Галилеем. Помимо иатрофизики и иатромеханики в XV-XYI вв. в медицине существо­вало направление получившее название иатроматематики. Одна­ко это направление фактически принципиально отличалось от двух предыдущих, бывших результатом прогресса естественных наук. Иатроматематика была просто медицинской астрологией, где расчеты были связаны с составлением гороскопов и предска­занием сроков для кровопусканий и т.п.

Наиболее важным по своим последствиям для развития как медицинской науки и практической медицины, так и для фарма­ции было направление, получившее наименование иатрохимии (иногда его называли химиатрией). Возникновение этого направ­ления было связано с деятельностью выдающегося врача Возро­ждения Парацельса (1493-1541 гг.).

Подлинное его имя было Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм. Имя Парацедьс -«Превосходящий Цельса», - он принял в университете в Ферраре, где получил звание врача, пройдя однако предварительное серьезное обучение у своего отца - прекрасного химика и лиценциата медицины.

Основной заслугой Парацельса был отказ от элементов-стихий греков и, соответственно, от учения о четырех жидкостях и гуморальных патологии и физиологии, бывших основой учений Галена и Ибн Силы. С самого начала своей деятельности Парацельс совмещал глубокое знание этиологии болезней, по новому понятых патологии и терапии, с активной исследовательской дея­тельностью в области фармацевтических наук. Занимаясь химией и медициной одновременно от стал именовать себя «иатрохимиком».

В основе концепций Парацелъса лежали следующие пред­ставления. Прежде всего элементы-стихии он предложил заме­нить новыми, «субстанциальными» элементами, к которым от отнес Ртуть, Серу и Соль. Это не были обычные вещества, а «начала» (Ртуть- Меркурий - cnnpT-spiritus-дух; Сера-Сульфур -anuna-душа; Соль - corpus-тело). Известные в то время семь ме­таллов он считал производными этих трех «начал». Четвертым началом он считал Воду. Он решительно отказался от концепции «четырех жидкостей тела», «гуморов», которая основывалась на представлениях о четырех элементах-качествах. В связи с этим он выступил против учений Галена и Ибн Сины, устраивая даже публичные сожжения их  книг для того, чтобы привлечь внимание к своей доктрине.

В. соответствии с этой концепцией Парацельс создал хими­ческую теорию функций организма. Эта теория была привязана к представлениям о теснейшей связи Космических сил - Макро­косма и организма Человека, который философы Возрождения предлагали рассматривать как Микрокосм - мир в миниатюре. Именно в микрокосме, по Парацельсу, в результате нарушения химических процессов возникают аномалии - болезни. Причиной же нарушений химических процессов является нарушение равно­весия между тремя элементами-«началами» и возникающие при этом «загрязнения» организма. Осадок винного камня (tartarus vini) Парацельс рассматривал как аналог таких загрязнений.

В концепции Парацельса была, однако, слабая сторона -объяснение первопричин жизнедеятельности. Жизнь, по Пара­цельсу, возникала под действием «сил», идея которых была вы­сказана еще Галеном. Парацельс создал сложную, но достаточно стройную систему, описывающую эти «силы». Её основой была идея о существовании в организме множества «сил», управляю­щих всеми жизненными (химическими) процессами. Эти «силы» - «арканы» и «эншш», подчинялись высшей сипе - «Архею».

Вся фармацевтика Парацельса была подчинена его химиче­ской теории жизнедеятельности. Организм человека он представлял как реторту, в которой протекают сложнейшие реакции, управляемые Археем. Воздействовать на эти реакции можно бы­ло с помощью лекарств, приготовленных химическим путем. Идеи Парацельса оказали скорее влияние на химию и философию природы, чем на медицину. Его медицинские взгляды были све­дены в систему его учеником датским врачом Педером Сёренсеном.

Во взглядах Парацельса присутствовали элементы мистики. Так явным отголоском идей о панацее была идея Парацельса о важнейшем лекарстве, которое он называл «квинтэссенцией» (quintfl essentia - пятое начало, пятая сущность) и стремился по­лучить из растений и минералов. Однако он начал широко ис­пользовать для лечения самых разнообразных заболеваний мно­жество новых, прежде всего неорганических препаратов. Среди них были препараты скорее призванные производить впечатле­ние на больного, нежели действительно фармацевтически актив­ные, например, Aurum potabile - "питьевое золото» (его коллоид­ный раствор). Вскоре появился коллоидный раствор серебра, препарат - действительно активный, сохранившийся до сих пор под названием «колларгол». Славу Парацельсу принесли его ртутные препараты против сифилиса, которые он предложил использовать вместо бесполезной по его мнению гваяковой смолы -лекарства, привезенного из Америки.

Парацельс и его ученики ввели в практику множество со­единений свинца, меди, мышьяка, ртути, В химической практике стали использовать сульфат калия, природная форма которого получила название «арканит».

Парацельс впервые начал целенаправленно выделять из сы­рого материала действующие начала и применять их в качестве тинктур и экстрактов. В частности он рекомендовал использовать спиртовые экстракты, которые в ряде случаев были значительно активнее традиционных галеновых препаратов.

В фармакопеях появились такие препараты как ярь-медянка, свинцовые белила и т.п.

Среди парацельсианских препаратов особое место заняли препараты сурьмы и ртути. Внимание к сурьме было привлечено книгой «Триумфальная колесница антимония», которую припи­сывали мифической личности - древнему алхимику Василию Ва­лентину. На самом деле его труды были написаны в XV в.

Ряд препаратов сурьмы обладал явным лечебным действием. Распространение получило так называемое «Сурьмяное или Рвотное вино». Считалось, что не только соединения сурьмы, но к она сама по себе оказывает лечебное действие. В практику во­шли бокальчики из металлической сурьмы для приема лекарств или даже просто как посуда. Были предложены «Вечные пилю­ли» - шарики из металлической сурьмы, которые предлагали гло­тать больным, а после того, как они выходили естественным пу­тем, их отмывали и они снова были готовы к употреблению.

Парацельс давал и такие рецепты: «Чахотку можно вылечить так: возьми белый хлеб и один день и одну ночь размачивай его в добром вине. Через день, помолясь, выпей этого вина и не при­нимай ничего иного. Собирай мочу в сосуд, повесь его над оча­гом, и от испарения мочи чахотка твоя также ослабеет».

Интерес химиков к вопросам медицины привел к быстрому развитию практической и экспериментальной химии. Стало появ­ляться множество книг по химической практике: перегонке, по­лучению различных соединений, анализу минеральных вод и т.п. В 1487 г. появилась первая печатная книга по химии - трактат Михаэля Шрика по дистилляция. Появляется множество книг с описанием приборов и аппаратов в химической и аптечной прак­тике. Анализ вод привел к тому, что бальнеология становится не только медицинской, но и фармацевтической наукой.

Параллельно с иатрохимией исключительное развитие полу­чила фармацевтическая ботаника - фармакогнозия. Этому особо способствовало изобретение книгопечатания и прогресс в изго­товлении книжных иллюстраций - гравюра на дереве была заме­нена точной и натуралистичной гравюрой на металле - это было также примером влияния искусства Возрождения на науку.

Наиболее известным печатным травником стала -агата Петра Маттиола (15^2 г.). Распространение многочисленных печатных травников содействовало становлению ботаники как науки, важ­ную роль в этом процессе сыграл швейцарский врач Конрад Гесснер. В Падуанском университете Дж. Буонафеде в качестве Lector simplicios впервые читает курс фармакогнозии. В 1540 г. Валерий Корд (Кордус) преподает фармакогнозию в университе­те в Витгенберге. Появляются первые подлинные фармакопеи и совершенствуются рецепты. Взамен - «устных приказов» появляются рецепты, на писанные на ставшей дешевой бумаге, их форма совершенствуется.

Географические открытия сопровождаются знакомством с новыми лекарственными растениями и новыми лекарствами, но и с новыми, неизвестными в Европе ранее болезнями: менингит, дифтерия с кожными высыпаниями, а главное - сифилис. Но и из .Европы в Америку была завезена оспа, приведшая там к эпиде­мии среди местного населения. Джироламо Фрахастсро в 1546 г. создает первые представления о распространении заразных бо­лезней в своем труде «О контагии». Португальский врач Гарсия де Орта дает ценное описание славившихся индийских лекарств. Из Америки в Европу попадает табак:- сначала как лекарствен­ное средство, а также кора хинного дерева - самое ценное фарма­цевтическое приобретение того времени.

Расцвет фармации привел к усилению борьбы фармацевтов за повышение своего статуса: в 1566 ,г.: началась «война между врачами и аптекарями» в Париже, длившаяся сто лет.

Однако, наряду, с новыми средствами еще долгое время бы­ли распространены средневековые лекарства, вроде  камня безоар;, якобы спасающего от всех ядов, териаки, лекарства приго­товленные из черепа мертвого, но непогребенного человека и т.п.



26.05.2015
Яндекс.Метрика