Что представляла собой фармация в Европе в XV-XVII вв.?
Происходящие в экономике Европы процессы, связанные с развитием ремесленного производства, торговли, возникновением кредитной системы, при одновременном застое в сельскохозяйственном производстве вели к диспропорции, а затем к росту цен, к возникновению первых признаков противоречий между трудом и капиталом.
Недовольство вылилось в борьбу против господства католической церкви в духовной, политической и экономической сферах.
Движение Реформации охватило многие страны Западной Европы и широкие слои общества. В каждом конкретном случае в Реформации видели пути для решения собственных проблем: крестьянство путь к освобождению от многочисленных зависимостей и бедности, отдельные народы - возможности для национального освобождения, владетели государств - решение своих собственных политических задач, прежде всего смягчения вмешательства папства в дела многих королевских дворов. Главную опору Реформации составило городское население - развивающиеся и быстро растущие группы ремесленников и купечества, а также появившиеся и усиливающиеся финансисты
Движение Реформации началось обнародованием в 1517 г. тезисов Лютера против отпущении грехов за деньги.
Аугобургский религиозный мир (1555 г.) закрепил сложившуюся; ситуацию, при которой каждый князь определял вероисповедание своих верующих («Чья страна, того и вера»).
В результате в Западной Европе сложились три новых конфессии: лютеранство, кальвинизм (протестантское течение сторонников Жана Кальвина в Швейцарии - пуританство) и англиканская церковь, где главой церкви стал король.
В этот период все внушительнее заявляет о себе на европейской сцене Россия. Это период не только е£ государственного становления, но и развития ремесел и торговли.
После того, как аптекарская торговля и деятельность аптекарей стала регламентироваться, аптеки стали приобретать черты, обособляющие их от других учреждений торговли. Несмотря на раздирающие Европу войны, начавшийся религиозный раскол, угрозу со стороны проникших на Балканы турок, Европейские государства начали складываться в новую структуру, с соответствующими новым экономическим отношениям признаками общности. Главным фактором, содействующим этим процессам, было развитие ремесленного производства и, как следствие, необходимость торговых и финансовых обменов продуктами этого производства.
На развитие аптек и аптекарского дела влияли также два особых фактора. Первым из них, оказавшим огромное влияние на аптечную торговлю стали Великие Географические открытия и ввоз в Европейские страны множества новых неизвестных ранее продуктов и изделий. Среди них 'были и новые лекарственные растения. '
Вторым фактором, способствовавшим развитию медицины и аптечного дела стали обрушившиеся на Европу эпидемии тяжелых инфекционных болезней: чумы, оспы, холеры.
Общим результатом стало значительное усиление социальной значимости аптек. Но это был не единственный результат - аптеки стали превращаться в научные лаборатории. Исследовательская деятельность в области фармации стала одной из двух важнейших сфер, обеспечивших развитие практической химии, а затем приведших к возникновению научной химии в XIX в. Помимо фармации второй такой сферой была металлургия. Обе эти сферы оказались тесно связанными благодаря развитию ремесленного производства и усилению торговли с одновременным изменением ее географии.
Изменения структуры торговли, наравне с политическими процессами, ведущими к появлению тенденции к образованию национальных государств, привели к изменениям в экономике.
Европы, которые сказались на аптечной торговле. В XIV-XV1 вв. в.Северной Европе сложился торговый союз городов во главе в Любеком - Ганза или Ганзейский Союз, который сильно влиял на связи производящих регионов Европы.
Географические открытия привели к перемещению центра мировой торговли на Пиренейский полуостров. При этом произошло разделение не только географических зон торговли, но и ей структуры. Испания оказалась насыщенной драгоценными металлами и камнями. Португалия, оттесненная на торговые пути с Индией и Юго-Восточной Азией, оказалась главным поставщиком на европейский рынок пряностей. Но в понятие «пряности» включали и многие лекарственные растения. На рынке появились и новые товары, которые первоначально также рассматривали как лекарства или, по крайней мере, как тонизирующие снадобья. Это были чай, кофе, табак. К двум великим торговым путям: «Великому шелковому пути» (из Китая через Среднюю Азию и Иран) и «Великому пути пряностей» (из Юго-Восточной Азии и Индии через Индийский Океан и Красное море) добавились пути вокруг Африки и из Нового света - обеих Америк.
Важным было появление банкирских домов, способных не только к мелким ростовщическим операциям, но и к кредитованию целых королевств.
Возвышение в конце XV в. первого банкира европейского масштаба Якоба Фуггера из Аугсбурга напрямую было связано с прогрессом металлургии и, соответственно, химии - он нажил состояние на торговле медью и серебром в Словакии, а затем увеличил его, получив привилегию португальского короля на торговлю пряностями, куда входили и лекарственные растения. Монополия рудных разработок, от которых зависела деятельность монетных дворов (чеканка монеты) содействовала появлению политики монополизации цен. Семейство Фуггеров и их земляков Вельзеров стали первыми финансовыми магнатами, которые вмешивались в политику крупнейших государств Европы. Они кредитовали Испанию, обанкротившуюся ввиду падения цен на золото, завозимое в Европу в избыточном количестве из колоний. При этом они оказали влияние на выбор испанского короля Карла I императором Священной Германской империи в 1519 г. Далее последовало кредитование обанкротившейся Франции. Сами факты этих банкротств показали насколько изменилась экономическая ситуация и понимание коммерческих прав.
Важным событием в жизни Европы стало возникновение регулярной почты. В 1488 г. австрийский аристократ Яннет Таксис ; организовал регулярное почтовое сообщение между крупнейшими городами Австрии и Германии. В 1615 г. должность Генерального почтмейстера Священной Римской империи была передана в наследственное владение семье Таксисов. Появление почты взамен дорогой курьерской службы позволило организовать доставку писем и небольших пойллок по всей Центральной Европе. Уже в ХVII в. почту использовали для доставки лекарств, причем такса включалась в стоимость лекарства.
Важным фактором распространения фармацевтических знаний стало книгопечатание. Травники и лечебники были одним из наиболее распространяемых видов печатной продукции. Вероятно даже сожжение книг Галена и Ибн-Сины Парацельсом в Базеле стало возможным из-за того, что печатных книг стало гораздо больше, чем рукописных, а стоимость их - ниже. Распространение печатной медицинской и фармацевтической литературы содействовало ускорению распространения новых идей и более активным дискуссиям относительно новых концепций.
Аптечная деятельность во многом зависела и от создания врачебно-административных учреждений. В Европе эти учреждения возникают в городах, где учреждаются городские Физихаты (в России эти учреждения также были созданы в период Петровских реформ, но к тому времени их возможности уже себя исчерпали). Функции медицинской полиции выполняли лейб-медики королей, как правило содействовавшие изданию медицинских установлений. В 1502 г. в Вюрцбурте в Германии была учреждена высшая коллегия для наблюдения за деятельностью врачей, а в 1685 г. в Пруссии была создана Медицинская коллегия (Collegium Medicinum) как центральный орган управления врачебными и аптекарскими делами.
Экономические изменения привели к формированию новых представлений о тех правовых основах, на которых должно строиться общество и государство.
Голландский юрист Гуго Греции (1583-1645 гг.) создал труд «О праве войны и мира», в котором сформулировал основы международного права.
Взаимоотношения государства и общества получили также новое развитие. Идея о том, что государство должно быть инструментом благосостояния общества, привела к формированию теории гражданского государства. Это сделал в 1651 г. английский философ Томас Гоббс, написавший трактат. «Левиафан». Образ Библейского чудовища он использовал как символ государства - гигантского живого организма. По Гоббсу, высшим законом государства является благо народа, а учреждение государства имеет целью обеспечение мира и благоденствия. Сильное государство, по Гоббсу, должно было обеспечить мир и оградить безопасность, при этом права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, переносились на государя.
Регулирование взаимоотношений общества и государства стало обретать законодательные формы - стали предлагаться гарантии гражданских прав. В 1679 г. английский король Карл II издал принятый парламентом акт, получивший название "Habeas corpus". Он был призван гарантировать личную свободу граждан. В соответствии с этим актом никто не мог быть арестован без предъявления обвинения и содержаться под стражей без судебного разбирательства,
В 1689 г. Английским парламентом был принят «Билль о правах» - права короля были регламентированы и Англия превратилась в Парламентскую монархию.
В 1776 г. в «Декларации независимости Соединенных Штатов» права человека впервые были представлены как цель и основа свободного общества (что не помешало развитию работорговли в США).
Эти идеи были тесно связаны с концепцией всеобщего образования. Главным пропагандистом этой концепции стал Ян Амос Коменский, чешский педагог. Основой его концепции была идея, что внешний мир - это школа жизни, а жизнь - постоянный процесс самообразования. Он понял значение языка как основы процесса развития культуры, и отстаивал значение латыш!, как всеобщего языка науки и культуры, написав книгу «Открытая дверь к языкам» (1633 г.). В труде ((Великая дидактика» (1657 г.) он провозгласил основным принципом школьного обучения его доступность для всех, а также разработал четырехступенчатую школьную систему.
Традиции юристов оказали существенное влияние на развитие науки в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до этого традиции медиков. Юристы пренебрежительно относились к Аристотелю, основывали свои убеждения на доводах разума и точных фактах и предпочитали положение поп liquet (еще не выяснено) решениям медиков, принимаемым на основании традиций или малочисленных наблюдений. Настоящий научный метод, противопоставляемый методу Аристотеля, отвергал и афоризм Гиппократа: «Искусство вечно, жизнь коротка, опыт опасен, рассуждения ненадежны».
Создание нового метода связывают с трудами английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.). В его трактатах, прежде всего «Новом органоне» (1620 г.) и «Об усовершенствовании и расширении наук» он разработал подробную классификацию наук, обосновал экспериментальный метод и сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений для использования на пользу человечеству. Он пропагандировал лозунг «Знание - сила)) (Scientia est'potentia). После него индукцию стали понимать как вид обобщений, связанный с предсказанием результатов наблюдений и экспериментов на основе опыта.
Взгляды Бэкона не сразу были приняты, до середины XVII в. опытный метод существовал в теории. Наука к этому времени как бы распалась на две сферы: одна оперировала данными полученными в результате умозаключений (астрономия и механика), другая - полученными с помощью наблюдений (медицина и биология). Необходима была общая система, которая могла бы объединить естественные науки в единое целое. Такую систему предложил Рене Декарт.
Распространению экспериментального метода предшествовал длительный процесс развития естественных наук. Необычайного развития достигла и математика, которая не входит в число естественных наук. Но её развитие позволило математизировать эксперимент и ввести методы расчета в обработку экспериментальных данных. В середине XVI в. был открыт алгебраический способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Пьер Ферма создал теорию чисел. Ф.Виет ввел систему символов, которая сделала возможным построение общей теории уравнений и общих методов решения задач, став создателем новой алгебры (он называл её Ars analytica). Развитие геометрии привело к разработке нового метода построения географических карт Герардом Меркатором. Виллеборд Снелль изобрел метод триангуляции и создал достаточно точный метод определения длины меридиана. Начались исследования более сложных задач: проблемы квадратур и проблемы касательных.
Огромное значение имели работы астронома Иоганна Кеплера (1571-1630), который открыл законы движения планет вокруг Солнца. Им было введено буквенное обозначение звезд, например, Альфа Центавра, ставшее теперь известным буквально всем, в том числе благодаря научно-фантастическим романам
Из «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в которой были предприняты первые успешные попытки создания системы классификации (Л.Додоэнс, А.Цезалышн, братья Г. и Ж.Баугин). Началось интенсивное описание растений вновь открытых земель. В это же время Аптекарские сады, которые уже несколько столетий существовали в Европе стали преобразовываться в Ботанические сады, с гораздо более широкими задачами, включая акклиматизацию экзотических растений.
Развитие науки сопровождалось совершенствованием научных и учебных учреждений. Возникли научные Академии и Общества. В 1635 г. при поддержке кардинала Ришелье была учреждена Французская Академия изящной словесности с целью разработки грамматики французского языка. В 1660 г. было основано Лондонское Королевское общество. В 1666 г. была основана Академия естественных наук во Франции,
"Увеличивалось число университетов. В 1636 г. был основан Гарвардский университет - первый университет в Северной Америке, i
Основой современной науки, условием ее формирования явился эксперимент. Наука нового времен, основы которой заложил Галилео Галилей (1564-1642 гг.), своим появлением была обязана физическому эксперименту. Возрастающее значение эксперимента в естественных науках положило предел умозрительному обобщению - возникли условия для возникновения научной теории.
Методы эксперимента (куда органически вошло и наблюдение как научный метод) составляют методические элементы науки.
С помощью научных методов, прежде всего методов эксперимента, наука накапливает конкретные факты, данные о тех или иных природных явлениях. Эти данные составляют эмпирические элементы науки.
Только на основе достоверных эмпирических данных можно строить убедительные гипотезы, проверка которых приводит к утверждению новых теорий. Гипотезы и теории составляют теоретические элементы науки.
Однако схема структуры науки была бы неполной, если бы не учитывала еще и прикладные элементы формирующегося научного знания. Эти прикладные элементы является обязательными для всей науки нового времени, принципиально отвергающей существование науки для науки, чистого знания ради знания. Особым вопросом является лишь характер прикладных элементов.
В прикладную сферу для развития биологической и медицинской науки стала превращаться практическая медицина. Этому содействовали медленно накапливающиеся изменения в организации больниц.
В 1602 г. в Париже Марией Медичи был основан приют для бедных, получивший название «Ларите» (франц. - милосердие), где уход за больными и забота о бедных не разделялись. Начали возникать больницы и приюты для сирот, больницы на основе противочумных госпиталей. В 1671 г. по приказу Людовика XIV для 7000 ветеранов войны был построен Дом инвалидов, в соборе которого, позднее было погребено тело Наполеона Бонапарта. При больницах создавались аптеки, часто становящиеся центральными аптечными учреждениями городов.
Изменения стала претерпевать и система медицинского и фармацевтического образования. Борьба фармацевтов за академические звания и развитие лекционного фармацевтического образования (взамен цехового ученичества) привели, в конце концов к созданию фармацевтических учебных заведений, с одной стороны, и к введению в университетские курсы лекций по фармацевтическим дисциплинам и даже созданию специальных кафедр.
Начала изменяться и медицинская и фармацевтическая науки. В последнюю стал широко внедряться химический эксперимент. Но эксперимент проник и в биологию, а точнее в медицину. Первым примером биологического эксперимента считают исследования Санторио Санторио (1561-1636 гг.), итальянского врача, который соорудив специальные весы провел изучение влияния питания на общее состояние организма, отражающееся на изменении его веса. Санторио был одним m первых, кто попытался регистрировать изменение температуры тела с помощью так называемых термоскопов (прообразов термометров) - сосудов с вытянутой трубкой, в которой фиксировалось движение расширяющейся от нагревания жидкости (независимо от него термоскопы изобрел и использовал Г.Галилей).
Своего рода сенсацией было открытие фосфора химиком Хетшгом Брандгом в 1669 г. в результате выпаривания больших количеств мочи.
Однако решающую роль в развитии химического эксперимента применительно к изучению биологических явлений внес английский ученый Роберт Бойль (1627-1691 гг.). Основные идеи Бойля были направлены на создание общей химической теории и концепции химических элементов. В отличие от Парацельса Бойль считал, что элементов может быть значительно больше трех. Однако для дальнейшего развития химии было не теоретизирование, а программа экспериментальных исследований, которые Бойль свел к пяти основным проблемам современной ему химии:
1. Действительно ли огонь «разлагает» все тела?
2. Являются ли продукты сжигания простыми телами ?
- 3. Может ли число элементов быть ограничено тремя?
- 4. Действительно ли существуют элементы Парацельса?
- 5. Существуют ли вообще элементы, как неделимые компоненты материи?
Ключевым вопросом Бойль считал изучение природы горения и дыхания, которые он рассматривал как процессы аналогичные.
Эксперименты Бойля были не только чисто химическими, но и физиологическими. По сути, он впервые начал исследование физиологических процессов химическими методами.
Подтверждение и закрепление профессионального статуса аптекарей было в значительной степени связано с формированием обособленных сословий - врачебного и аптекарского. Введение статутов, регулирующих аптечную деятельность, лишь стимулировало этот процесс. Внутренняя организация этих двух сословий, так же как формы и правила их профессиональной легализации оказались различными. Подготовка врачей, их многоступенчатое образование с постепенным переходом на каждую новую ступень регламентировались университетской традицией, которая к моменту начала выделения аптекарского сословия насчитывала уже по меньшей мере двести лет и опиралась на авторитет сети университетов, к тому времени возникших по всей Западной Европе: к началу XVI в. их насчитывалось уже 75 и они играли существенную роль в жизни всех крупных европейских государств.
Уже в XIII в. университеты получили внушительные привилегии от властей ("Authentica" Фридриха Барбароссы). Укреплению университетов содействовала и борьба римских пап за власть над светскими университетами. Эта борьба привела к созданию в 1231 Г. папой Григорием IX первых цеховых товариществ учителей и профессоров, получивших название «факультетов» (Facilitates, Ordines). Привилегией университетов стало и присуждение академических степеней.
Период формирования факультетской структуры университетов (с XI в. по начало XVI в.) выявил самое важное ев преимущество, обеспечившее историческую и правовую стабильность-универсальность и единый план образования, ведущегося на латинском языке независимо от страны, где был расположен университет. Латинский язык стал международным языком научного общения.
За этот период университеты прочно вошли в жизнь городов Италии, Франции, а с XIV в. стали распространяться в Германии, Австрии и Англии с Шотландией. Разрушение связей университетов с церковью в эпоху Реформации было первым серьёзным испытанием, которое, однако, не разрушило систему университетов. Ни роль университетов, ни их структура, ни основные элементы не подверглись существенным изменениям. Совершенствовались лишь правовые нормы управления университетами и дополнялась их структура - кое-где появились «Академические гимназии».
В XVI в. - начале XVII в. окончательно сформировался так называемый «академический ученый состав» - нормативная структура управления университетами, просуществовавшая почти до середины XX в. и в модифицированной форме сохранившаяся и поныне. Эта структура определяла не только внутренний распорядок, организацию учебной работы университета: по существу это была система, закрепляющая социальные отношения как внутри университетской структуры, так и определяющая её взаимоотношения с другими социальными группами общества эпохи Позднего Средневековья и Возрождения.
Основной структурой университета оставались факультеты (Ordines). Полноправными членами четырех факультетов (богословия, права, философии и медицины) и членами «Академического сената» были ординарные профессора (professores publici ordinarii). Они из своего числа избирали деканов, а все вместе -ректора (rector magnificus). В сенат не входили эктраординарные профессора, а также приват-доценты, имевшие только дозволение (veniam docendi), а не обязанность учить. Университеты часто были в высокой степени независимы, даже имели свои суды.
Эта стабильная, признаваемая обществом и властями структура, сопротивлялась любым попыткам других организаций приобрести близкие права, связанные с повышением специального образования.
Разделение аптекарской и врачебной деятельности поставило аптекарей в особые условия: в университетских курсах преподавания фармацевтических дисциплин предусмотрено не было, а университетские власти неохотно шли на пересмотр принципов преподавания, основанных на изучении «семи свободных искусств» - тривиума и квадривиума. В тривиум были включены грамматика, риторика и диалектика, а в квадривиум - музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Все естественные науки входили в геометрию - она понималась как описание Земли. В этот же пикт, входили у медицинские науки Различные требования к медицинскому и фармацевтическому Образованно и возникшие в связи с этим противоречия между сословиями врачей и аптекарей, 'были первым примером (противоречий между, требованиями широкого и специализированного образования. Была и ещё" одна причина противоречий: преподавание медицины в университетах все более приобретало догматический, словесный характер, что в корне противоречило тем принципам, которые складывались в обучении аптекарскому делу.
Кроме этого чистоту рядов аптекарей, ранее более или менее тесно связанных с врачебным сословием или прямых выходцев из последнего, стали сильно разбавлять аптекари-купцы, нередко они были знатоками аптекарского дела, и аптекари-ремесленники, часто происходившие из среды химиков-практиков.
Результатом было размежевание врачебного и аптекарского сословий. Аптекари стали организовывать профессиональные цехи. Цеховая принадлежность аптекарей была отмечена уже в XIII-XIV вв. Однако нередко аптекари в этих цехах были объединены с представителями других ремесленных объединений: красильщиками, гончарами, золотых дел мастерами и т.п. Иногда образовывались и цеховые объединения аптекарей и врачей. Известны такие смешанные цеховые объединения разных типов в городах Северной Италии: Флоренции, Милане, Такие объединения существовали во Франции, даже в Восточной Европе: в Чехии и Польских землях. Позднее цеховые организации существовали в Англии (с 1617 г.), в Германии, где в Нюрнберге было основано цеховое объединение "Collegium pharmaceulicum" (1632 г.).
Однако с XVI вв. аптекари начинают выходить из таких цехов и создают свои собственные профессиональные организации. Сохранившиеся цеховые переписи содержат ряд подробностей организации аптекарей. Не в последнюю очередь это было связано с попытками получить особый статус в системе образования. Университетский путь для этого был закрыт. Поэтому обучение аптекарскому делу осуществлялось так, как это происходило во всех других ремесленных цехах.
Аптекарь брал себе ученика для обучения практике аптекарской профессии. Отбор учеников в ряде стран был достаточно строг. Во Франции прием ученика закреплялся контрактом. В ученики чаще принимали детей зажиточных и уважаемых родителей, особенно аптекарей и их родственников. Учеников из дворянской среды принимали реже. Для женщин путь в обучение аптекарскому делу был закрыт. К ученикам предъявляли определенные требования: они должны были иметь спокойный характер, быть проворными в труде, добросовестными и иметь безупречное прошлое. В Германии подбор учеников был более или менее случайным. Особое значение придавалось хорошему знанию латинского языка.
Существовали и возрастные требования: стать учеником можно было по достижении 14 лет, верхним пределом было 17-18 лет в Германии, 22 года в Монпелье, 25 лет в Париже. В аптеке мог обучаться один, в крайнем случае - два ученика. Имели место ограничения по религиозным основаниям: во Франции в XVIIв. отклоняли кандидатуры гугенотов, а в Германии нюрнбергский Collegium pharmaceuticum принял акт, ограничивающий права евреев. "!
' Быт аптекарских учеников и процесс обучения много раз был описан в литературе. Практически все время ученика, кроме перерывов для завтрака, обеда, ужина и сна, было занято. В Германии в XVI-XVIII вв. ученик фактически не имел, права покидать аптеку, и лишь по воскресеньям и по праздникам вместе с семьей аптекаря посещал церковь. Само обучение занимало мало времени, фактически аптекарскую науку ученик постигал выполняя всю самую трудную работу по приготовлению лекарств. Oil размельчал растительное сырье - травы, коренья, хору и древесину, - в мельницах или в ступе, готовил декокты и настои и т.д. Он не обладал никакими привилегиями, присвоенными дипломированным аптекарям. В отличие от них он обязан был на работе надевать кожаный фартук. В праздничные дни, когда ему разрешалось надевать парадную одежду, он не имел права пудрить волосы в соответствии с принятой модой. Хотя он столовался вместе с хозяином, он не мог пользоваться серебряной посудой.
После определенного, достаточно длительного (от двух до семи лет) обучения ученик (в Герматш они именовались «гезелями» - это название потом пришло в Россию) проходил стажировку в других аптеках. После этого его допускали к экзамену перед специальной комиссией, состоящей из мастеров аптекарского цеха. При успешной сдаче экзамена он получал звание «Помощник аптекаря». Затем, после прохождения практики со специально оговоренным сроком» он сдавал новый экзамен и получал звание «Мастера» (Magister).
Однако даже этого звания было недостаточно для получения управления аптекой. Здесь в действие вступали ограничения, призванные контролировать аптечную деятельность. Контроль за ней сохраняли университеты в лице профессоров соответствующих медицинских школ. Экзамен для получения лицензии на управление аптекой мастер-аптекарь вынужден был сдавать перед комиссией, состоящий из таких профессоров. Эта ступень контроля за аптекарской деятельностью мотивировалась тем, что высшие знания в области фармации являются таким же «искусством», как знания медицинские. Формулировки предметных знаний в этой области включали латинское слово "ars" - искусство: "lege artis", "ars formulas medicas praescribendi", "ars formulas medicas dispensaiidi".
Экзамен в Париже назначали на весенне-летний период (от Пасхи до Даш Всех Святых, т.е. с марта-апреля по октябрь), чтобы кандидат мог показать знание растеши на практике. Кандидат выполнял также специальную upoGiryio работу по приготовлению конкретных лекарств - простых и составных, от одного до девяти препаратов по назначению комиссии. В ряде случаев, например в Напси в 1624 г., требовалась письменная работа. Письменные работы для получения звания мастера - "Meisterstuck", - требовались также в Германии.
В состав комиссий обычно в университетских городах входили профессор или декан медицинского факультета, тогда как в состав комиссий провинциальных городов входили обычно дипломированный врач, один или два аптекаря и городские чиновники. После успешной сдачи всех экзаменов будущий аптекарь получал диплом и давал торжественную присягу в присутствии местных властей.
Попытки так. или иначе включиться в систему получения «академического» образования, приобщившись таким образом к университетским привилегиям, которые имели характер привилегий сословных и профессиональных, происходили уже в XV-XV1 вв. Сначала они носили характер борьбы за получение «магистерской мантии» (талара - от лат. слова talarium - длиннополая одежда) для аптекарей, завершивших свое образование. Эти требования подкреплялись определенными аргументами. Так ученик помимо изучения всего комплекса аптекарского «искусства» -теории и практики, - должен был безупречно владеть латинским языком.
На уровень образования большое влияние оказывала доступная для ученика литература. Это полностью зависело от хозяина-учителя. Далеко не все аптекари были столь дальновидны, чтобы стремиться дать ученику образование, сопоставимое с университетским. Чаще они ограничивались ознакомлением ученика с одной из книг, заменявших фармакопеи - это был 'Dispen-satorium" Николая Салернитанского или труды Ибн-Сины. Правда в некоторых случаях, по инициативе городских властей издавались предписания с указанием обязательной для освоения литературы - это была и своеобразная форма зашиты прав учеников и забота о качестве подготовки аптекарей. После изобретения книгопечатания (в XVI в.) в аптеках уже предписывалось иметь специальную библиотеку.
Однако университеты не желали делиться с аптекарскими объединениями своими правами. Поэтому основные, в том числе и чисто внешние привилегии устанавливали городские власти или сами цехи. Так в Центральной Европе ученик аптекаря после окончания оговоренного контрактом срока обучения и сдачи магистерского экзамена получал право носить шпагу и трость, а также пудрить волосы или носить парик. С этого времени его нельзя было называть на «ты», а к имени следовало добавлять слово «господин».
В университетах специальное преподавание фармацевтических дисциплин практически не велось после распада Салернской медицинской школы в XII в. Однако уже в XIII в. после окончательного утверждения статута Университета в Монпелье (1289 г.) там была узаконена Медицинская школа (основанная еще в 1220 г.), в которой к прослушиванию лекций для будущих врачей допускали аптекарей. В XVI в. там была создана первая кафедра ботаники, которой руководил Гийом Ронделе, написавший в 1556 г. трактат "De Materia medicinali". Основатель одного из первых в Европе научных ботанических садов, он сам был владельцем аптеки, Ронделе содействовал официальному допуску фармацевтов к высшему образованию в Монпелье в 1558 г. Магистр-аптекарь Бернарден де Ранк, читавший лекции по фармации, стал первым аптекарем, официально принятым в число преподавателей университета. В 1601 г. в Монпелье была основана кафедра хирургии " фармации. Студенты, принятые в университет па основании экзаменов по фармацевтической теории и практике, слушали курс фармакогнозии (Materia medica), фармации и анатомии. После полного курса студент получал свидетельство, очень ценимое в Европе и привлекшее в Монпелье множество иностранцев, стремившихся заручиться университетским фармацевтическим дипломом.
Эпизодически лекции по фармацевтическим наукам читали и других университетах. В Падуанском университете ДжБуонафеде в качестве Lector simplicius впервые читал курс фармакогнозии. В 1540 г. Валерий Корд преподавал фармакогнозию в университете в Витгенберге. Однако его курс скорее был связан с объяснениями, которые требовало издание подготовленной им фармакопеи. Конрад Геснер в Цюрихе в 40-х гг. XVI в. читал курс ботаники, прежде всего основанный на описании лекарственных растений. Смерть во время эпидемии чумы не позволила Геснеру осуществить свое намерение организовать преподавание всей системы биологических знаний. В середине XV в. португальский врач Гарсия де Орта впервые дал описание и сделал устные сообщения о славившихся индийских лекарствах и эпидемии холеры в португальской колонии в Гоа, на полуострове Индостан.
В 1675 г. Людовик XIV дал разрешение на открытие в Монпелье кафедры фармацевтической химии.
Однако университет в Монлелье был скорее исключением. Парижский университет был полной противоположностью и попытки организовать там лекции для фармацевтов наталкивались на упорное сопротивление медицинского факультета. В основном обучение фармацевтов осуществлялось индивидуально, лекционная система, основанная на достижениях развивающихся химии и медицины, отсутствовала. Лишь в XVII в. наметился перелом и связан он был .со стремлением аптекарей к более фундаментальному химическому образованию. Достижения экспериментальной химии уже нельзя было игнорировать, а огромный практический, эмпирический материал требовал новых приемов преподавания.
В этих условиях некоторые авторитетные химики, сталкиваясь с большими трудностями, начали организовывать приватные (частные) лекции для фармацевтов. Одним из таких первых частных лекторов был известный французский врач, фармацевт и химик Никола Лемери (1645-1715).
Лемери прошел весь путь, который обязаны были проходить аптекари во Франции. Он был учеником аптекаря во французском городе Руан, затем работал в химической лаборатории Королсв-ского сада (Jardin de Roi, впоследствии он стал называться Ботаническим садом - Jardin des Plantes), после чего переехал в Мон-пелье, где работая в аптеке стал давать уроки химии, привлекавшие даже профессоров университета. В 1672 г. он переехал в Париж, где вскоре основал собственную фармацевтическую лабораторию, зарабатывая изготовлением лекарств. В этой лаборатории он стал читать лекции, антиалхимические по сути, основанные на новейших достижениях опытной химии: преподавание он сопровождал демонстрацией экспериментов.
Материал этих лекций был обобщен им в руководстве, вышедшим в 1675 г. под названием «Курс химии». И лекции, и книга получили широчайшую известность. Слушать Лемери приезжали даже химики и фармацевты из-за границы. "Курс химии" при жизни Лемери был издан 11 раз, затем дважды посмертно. «Курс» использовали в преподавании в Московском университете и его экземпляры сохранились в Научной библиотеке университета.
Лекции Лемери и издание учебника продемонстрировали, что в среде химиков и фармацевтов сложились условия для формирования системы химического образования на новых основах, прежде всего на широкой опоре на эксперимент. По сути стремление Лемери читать лекции совпало с встречным интересом к формирующейся научной химии, которая становилась основой развития самых различных прикладных областей: от фармации до металлургии.
Традиции Лемери продолжил Гийом Франсуа Руэль (1703-1770). Руэль прошел совсем иную школу: он учился в Школе в г.Блуа, а затем в университете в родном городе Казн, после чего ок
26.05.2015