Новости

Что представляла собой фармация в Европе в XV-XVII вв.?

 

Происходящие в экономике Европы процессы, связанные с развитием ремесленного производства, торговли, возникновени­ем кредитной системы, при одновременном застое в сельскохо­зяйственном производстве вели к диспропорции, а затем к росту цен, к возникновению первых признаков противоречий между трудом и капиталом.

Недовольство вылилось в борьбу против господства католи­ческой церкви в духовной, политической и экономической сфе­рах.

Движение Реформации охватило многие страны Западной Европы и широкие слои общества. В каждом конкретном случае в Реформации видели пути для решения собственных проблем: крестьянство путь к освобождению от многочисленных зависи­мостей и бедности, отдельные народы - возможности для нацио­нального освобождения, владетели государств - решение своих собственных политических задач, прежде всего смягчения вме­шательства папства в дела многих королевских дворов. Главную опору Реформации составило городское население - развиваю­щиеся и быстро растущие группы ремесленников и купечества, а также появившиеся и усиливающиеся финансисты

Движение Реформации началось обнародованием в 1517 г. тезисов Лютера против отпущении грехов за деньги.

Аугобургский религиозный мир (1555 г.) закрепил сложив­шуюся; ситуацию, при которой каждый князь определял вероис­поведание своих верующих («Чья страна, того и вера»).

В результате в Западной Европе сложились три новых кон­фессии: лютеранство, кальвинизм (протестантское течение сто­ронников Жана Кальвина в Швейцарии - пуританство) и англи­канская церковь, где главой церкви стал король.

В этот период все внушительнее заявляет о себе на европей­ской сцене Россия. Это период не только е£ государственного становления, но и развития ремесел и торговли.

После того, как аптекарская торговля и деятельность аптека­рей стала регламентироваться, аптеки стали приобретать черты, обособляющие их от других учреждений торговли. Несмотря на раздирающие Европу войны, начавшийся религиозный раскол, угрозу со стороны проникших на Балканы турок, Европейские государства начали складываться в новую структуру, с соответ­ствующими новым экономическим отношениям признаками общности. Главным фактором, содействующим этим процессам, было развитие ремесленного производства и, как следствие, не­обходимость торговых и финансовых обменов продуктами этого производства.

На развитие аптек и аптекарского дела влияли также два особых фактора. Первым из них, оказавшим огромное влияние на аптечную торговлю стали Великие Географические открытия и ввоз в Европейские страны множества новых неизвестных ранее продуктов и изделий. Среди них 'были и новые лекарственные растения. '

Вторым фактором, способствовавшим развитию медицины и аптечного дела стали обрушившиеся на Европу эпидемии тяже­лых инфекционных болезней: чумы, оспы, холеры.

Общим результатом стало значительное усиление социаль­ной значимости аптек. Но это был не единственный результат - аптеки стали превращаться в научные лаборатории. Исследова­тельская деятельность в области фармации стала одной из двух важнейших сфер, обеспечивших развитие практической химии, а затем приведших к возникновению научной химии в XIX в. По­мимо фармации второй такой сферой была металлургия. Обе эти сферы оказались тесно связанными благодаря развитию ремес­ленного производства и усилению торговли с одновременным изменением ее географии.

Изменения структуры торговли, наравне с политическими процессами, ведущими к появлению тенденции к образованию национальных государств, привели к изменениям в экономике.

Европы, которые сказались на аптечной торговле. В XIV-XV1 вв. в.Северной Европе сложился торговый союз городов во главе в Любеком - Ганза или Ганзейский Союз, который сильно влиял на связи производящих регионов Европы.

Географические открытия привели к перемещению центра мировой торговли на Пиренейский полуостров. При этом про­изошло разделение не только географических зон торговли, но и ей структуры. Испания оказалась насыщенной драгоценными ме­таллами и камнями. Португалия, оттесненная на торговые пути с Индией и Юго-Восточной Азией, оказалась главным поставщи­ком на европейский рынок пряностей. Но в понятие «пряности» включали и многие лекарственные растения. На рынке появились и новые товары, которые первоначально также рассматривали как лекарства или, по крайней мере, как тонизирующие снадобья. Это были чай, кофе, табак. К двум великим торговым путям: «Великому шелковому пути» (из Китая через Среднюю Азию и Иран) и «Великому пути пряностей» (из Юго-Восточной Азии и Индии через Индийский Океан и Красное море) добавились пути вокруг Африки и из Нового света - обеих Америк.

Важным было появление банкирских домов, способных не только к мелким ростовщическим операциям, но и к кредитова­нию целых королевств.

Возвышение в конце XV в. первого банкира европейского масштаба Якоба Фуггера из Аугсбурга напрямую было связано с прогрессом металлургии и, соответственно, химии - он нажил состояние на торговле медью и серебром в Словакии, а затем увеличил его, получив привилегию португальского короля на торговлю пряностями, куда входили и лекарственные растения. Монополия рудных разработок, от которых зависела деятельность монетных дворов (чеканка монеты) содействовала появле­нию политики монополизации цен. Семейство Фуггеров и их земляков Вельзеров стали первыми финансовыми магнатами, ко­торые вмешивались в политику крупнейших государств Европы. Они кредитовали Испанию, обанкротившуюся ввиду падения цен на золото, завозимое в Европу в избыточном количестве из ко­лоний. При этом они оказали влияние на выбор испанского коро­ля Карла I императором Священной Германской империи в 1519 г. Далее последовало кредитование обанкротившейся Франции. Сами факты этих банкротств показали насколько изменилась экономическая ситуация и понимание коммерческих прав.

Важным событием в жизни Европы стало возникновение ре­гулярной почты. В 1488 г. австрийский аристократ Яннет Таксис ; организовал регулярное почтовое сообщение между крупнейшими городами Австрии и Германии. В 1615 г. должность Гене­рального почтмейстера Священной Римской империи была пере­дана в наследственное владение семье Таксисов. Появление поч­ты взамен дорогой курьерской службы позволило организовать доставку писем и небольших пойллок по всей Центральной Ев­ропе. Уже в ХVII в. почту использовали для доставки лекарств, причем такса включалась в стоимость лекарства.

Важным фактором распространения фармацевтических зна­ний стало книгопечатание. Травники и лечебники были одним из наиболее распространяемых видов печатной продукции. Вероят­но даже сожжение книг Галена и Ибн-Сины Парацельсом в Базе­ле стало возможным из-за того, что печатных книг стало гораздо больше, чем рукописных, а стоимость их - ниже. Распростране­ние печатной медицинской и фармацевтической литературы со­действовало ускорению распространения новых идей и более ак­тивным дискуссиям относительно новых концепций.

Аптечная деятельность во многом зависела и от создания врачебно-административных учреждений. В Европе эти учреж­дения возникают в городах, где учреждаются городские Физихаты (в России эти учреждения также были созданы в период Пет­ровских реформ, но к тому времени их возможности уже себя исчерпали). Функции медицинской полиции выполняли лейб-медики королей, как правило содействовавшие изданию меди­цинских установлений. В 1502 г. в Вюрцбурте в Германии была учреждена высшая коллегия для наблюдения за деятельностью врачей, а в 1685 г. в Пруссии была создана Медицинская колле­гия (Collegium Medicinum) как центральный орган управления врачебными и аптекарскими делами.

Экономические изменения привели к формированию новых представлений о тех правовых основах, на которых должно стро­иться общество и государство.

Голландский юрист Гуго Греции (1583-1645 гг.) создал труд «О праве войны и мира», в котором сформулировал основы меж­дународного права.

Взаимоотношения государства и общества получили также новое развитие. Идея о том, что государство должно быть инст­рументом благосостояния общества, привела к формированию теории гражданского государства. Это сделал в 1651 г. англий­ский философ Томас Гоббс, написавший трактат. «Левиафан». Образ Библейского чудовища он использовал как символ госу­дарства - гигантского живого организма. По Гоббсу, высшим законом государства является благо народа, а учреждение государства имеет целью обеспечение мира и благоденствия. Сильное государство, по Гоббсу, должно было обеспечить мир и оградить безопасность, при этом права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, переносились на государя.

Регулирование взаимоотношений общества и государства стало обретать законодательные формы - стали предлагаться га­рантии гражданских прав. В 1679 г. английский король Карл II издал принятый парламентом акт, получивший название "Habeas corpus". Он был призван гарантировать личную свободу граждан. В соответствии с этим актом никто не мог быть арестован без предъявления обвинения и содержаться под стражей без судебно­го разбирательства,

В 1689 г. Английским парламентом был принят «Билль о правах» - права короля были регламентированы и Англия превра­тилась в Парламентскую монархию.

В 1776 г. в «Декларации независимости Соединенных Шта­тов» права человека впервые были представлены как цель и ос­нова свободного общества (что не помешало развитию работор­говли в США).

Эти идеи были тесно связаны с концепцией всеобщего обра­зования. Главным пропагандистом этой концепции стал Ян Амос Коменский, чешский педагог. Основой его концепции была идея, что внешний мир - это школа жизни, а жизнь - постоянный процесс самообразования. Он понял значение языка как основы процесса развития культуры, и отстаивал значение латыш!, как всеобщего языка науки и культуры, написав книгу «Открытая дверь к языкам» (1633 г.). В труде ((Великая дидактика» (1657 г.) он провозгласил основным принципом школьного обучения его доступность для всех, а также разработал четырехступенчатую школьную систему.

Традиции юристов оказали существенное влияние на разви­тие науки в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до этого традиции медиков. Юристы пренебрежительно относи­лись к Аристотелю, основывали свои убеждения на доводах ра­зума и точных фактах и предпочитали положение поп liquet (еще не выяснено) решениям медиков, принимаемым на основании традиций или малочисленных наблюдений. Настоящий научный метод, противопоставляемый методу Аристотеля, отвергал и афоризм Гиппократа: «Искусство вечно, жизнь коротка, опыт опасен, рассуждения ненадежны».

Создание нового метода связывают с трудами английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.). В его трактатах, прежде всего «Новом органоне» (1620 г.) и «Об усовершенствовании и расширении наук» он разработал подробную классификацию наук, обосновал экспериментальный метод и сформулировал ин­дукцию как метод исследования законов природных явлений для использования на пользу человечеству. Он пропагандировал ло­зунг «Знание - сила)) (Scientia est'potentia). После него индукцию стали понимать как вид обобщений, связанный с предсказанием результатов наблюдений и экспериментов на основе опыта.

Взгляды Бэкона не сразу были приняты, до середины XVII в. опытный метод существовал в теории. Наука к этому времени как бы распалась на две сферы: одна оперировала данными получен­ными в результате умозаключений (астрономия и механика), другая - полученными с помощью наблюдений (медицина и био­логия). Необходима была общая система, которая могла бы объе­динить естественные науки в единое целое. Такую систему пред­ложил Рене Декарт.

Распространению экспериментального метода предшество­вал длительный процесс развития естественных наук. Необычай­ного развития достигла и математика, которая не входит в число естественных наук. Но её развитие позволило математизировать эксперимент и ввести методы расчета в обработку эксперимен­тальных данных. В середине XVI в. был открыт алгебраический способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Пьер Ферма создал теорию чисел. Ф.Виет ввел систему символов, ко­торая сделала возможным построение общей теории уравнений и общих методов решения задач, став создателем новой алгебры (он называл её Ars analytica). Развитие геометрии привело к раз­работке нового метода построения географических карт Герардом Меркатором. Виллеборд Снелль изобрел метод триангуляции и создал достаточно точный метод определения длины меридиа­на. Начались исследования более сложных задач: проблемы квадратур и проблемы касательных.

Огромное значение имели работы астронома Иоганна Кеп­лера (1571-1630), который открыл законы движения планет во­круг Солнца. Им было введено буквенное обозначение звезд, на­пример, Альфа Центавра, ставшее теперь известным буквально всем, в том числе благодаря научно-фантастическим романам

Из «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в которой были предприняты первые успешные попыт­ки создания системы классификации (Л.Додоэнс, А.Цезалышн, братья Г. и Ж.Баугин). Началось интенсивное описание растений вновь открытых земель. В это же время Аптекарские сады, кото­рые уже несколько столетий существовали в Европе стали преобразовываться в Ботанические сады, с гораздо более широкими за­дачами, включая акклиматизацию экзотических растений.

Развитие науки сопровождалось совершенствованием науч­ных и учебных учреждений. Возникли научные Академии и Об­щества. В 1635 г. при поддержке кардинала Ришелье была учре­ждена Французская Академия изящной словесности с целью раз­работки грамматики французского языка. В 1660 г. было основа­но Лондонское Королевское общество. В 1666 г. была основана Академия естественных наук во Франции,

"Увеличивалось число университетов. В 1636 г. был основан Гарвардский университет - первый университет в Северной Аме­рике, i

Основой современной науки, условием ее формирования явился эксперимент. Наука нового времен, основы которой зало­жил Галилео Галилей (1564-1642 гг.), своим появлением была обязана физическому эксперименту. Возрастающее значение экс­перимента в естественных науках положило предел умозритель­ному обобщению - возникли условия для возникновения научной теории.

Методы эксперимента (куда органически вошло и наблюде­ние как научный метод) составляют методические элементы нау­ки.

С помощью научных методов, прежде всего методов экспе­римента, наука накапливает конкретные факты, данные о тех или иных природных явлениях. Эти данные составляют эмпириче­ские элементы науки.

Только на основе достоверных эмпирических данных можно строить убедительные гипотезы, проверка которых приводит к утверждению новых теорий. Гипотезы и теории составляют теоретические элементы науки.

Однако схема структуры науки была бы неполной, если бы не учитывала еще и прикладные элементы формирующегося научного знания. Эти прикладные элементы является обязатель­ными для всей науки нового времени, принципиально отвергающей существование науки для науки, чистого знания ради знания. Особым вопросом является лишь характер прикладных элемен­тов.

В прикладную сферу для развития биологической и меди­цинской науки стала превращаться практическая медицина. Этому содействовали медленно накапливающиеся изменения в организации больниц.

В 1602 г. в Париже Марией Медичи был основан приют для бедных, получивший название «Ларите» (франц. - милосердие), где уход за больными и забота о бедных не разделялись. Начали возникать больницы и приюты для сирот, больницы на основе противочумных госпиталей. В 1671 г. по приказу Людовика XIV для 7000 ветеранов войны был построен Дом инвалидов, в соборе которого, позднее было погребено тело Наполеона Бонапарта. При больницах создавались аптеки, часто становящиеся цен­тральными аптечными учреждениями городов.

Изменения стала претерпевать и система медицинского и фармацевтического образования. Борьба фармацевтов за акаде­мические звания и развитие лекционного фармацевтического об­разования (взамен цехового ученичества) привели, в конце кон­цов к созданию фармацевтических учебных заведений, с одной стороны, и к введению в университетские курсы лекций по фар­мацевтическим дисциплинам и даже созданию специальных ка­федр.

Начала изменяться и медицинская и фармацевтическая нау­ки. В последнюю стал широко внедряться химический экспери­мент. Но эксперимент проник и в биологию, а точнее в медици­ну. Первым примером биологического эксперимента считают ис­следования Санторио Санторио (1561-1636 гг.), итальянского врача, который соорудив специальные весы провел изучение влияния питания на общее состояние организма, отражающееся на изменении его веса. Санторио был одним m первых, кто по­пытался регистрировать изменение температуры тела с помощью так называемых термоскопов (прообразов термометров) - сосудов с вытянутой трубкой, в которой фиксировалось движение расши­ряющейся от нагревания жидкости (независимо от него термо­скопы изобрел и использовал Г.Галилей).

Своего рода сенсацией было открытие фосфора химиком Хетшгом Брандгом в 1669 г. в результате выпаривания больших количеств мочи.

Однако решающую роль в развитии химического экспери­мента применительно к изучению биологических явлений внес английский ученый Роберт Бойль (1627-1691 гг.). Основные идеи Бойля были направлены на создание общей химической теории и концепции химических элементов. В отличие от Парацельса Бойль считал, что элементов может быть значительно больше трех. Однако для дальнейшего развития химии было не теорети­зирование, а программа экспериментальных исследований, которые Бойль свел к пяти основным проблемам современной ему химии:

1.  Действительно ли огонь «разлагает» все тела?

2. Являются ли продукты сжигания простыми телами ?

  • 3. Может ли число элементов быть ограничено тремя?
  • 4. Действительно ли существуют элементы Парацельса?
  • 5. Существуют ли вообще элементы, как неделимые компо­ненты материи?

Ключевым вопросом Бойль считал изучение природы горе­ния и дыхания, которые он рассматривал как процессы аналогич­ные.

Эксперименты Бойля были не только чисто химическими, но и физиологическими. По сути, он впервые начал исследование физиологических процессов химическими методами.

Подтверждение и закрепление профессионального статуса аптекарей было в значительной степени связано с формировани­ем обособленных сословий - врачебного и аптекарского. Введе­ние статутов, регулирующих аптечную деятельность, лишь сти­мулировало этот процесс. Внутренняя организация этих двух со­словий, так же как формы и правила их профессиональной лега­лизации оказались различными. Подготовка врачей, их много­ступенчатое образование с постепенным переходом на каждую новую ступень регламентировались университетской традицией, которая к моменту начала выделения аптекарского сословия на­считывала уже по меньшей мере двести лет и опиралась на авто­ритет сети университетов, к тому времени возникших по всей За­падной Европе: к началу XVI в. их насчитывалось уже 75 и они играли существенную роль в жизни всех крупных европейских государств.

Уже в XIII в. университеты получили внушительные приви­легии от властей ("Authentica" Фридриха Барбароссы). Укрепле­нию университетов содействовала и борьба римских пап за власть над светскими университетами. Эта борьба привела к соз­данию в 1231 Г. папой Григорием IX первых цеховых товари­ществ учителей и профессоров, получивших название «факульте­тов» (Facilitates, Ordines). Привилегией университетов стало и присуждение академических степеней.

Период формирования факультетской структуры универси­тетов (с XI в. по начало XVI в.) выявил самое важное ев пре­имущество, обеспечившее историческую и правовую стабиль­ность-универсальность и единый план образования, ведущегося на латинском языке независимо от страны, где был расположен университет. Латинский язык стал международным языком на­учного общения.

 За этот период университеты прочно вошли в жизнь городов Италии, Франции, а с XIV в. стали распространяться в Германии, Австрии и Англии с Шотландией. Разрушение связей универси­тетов с церковью в эпоху Реформации было первым серьёзным испытанием, которое, однако, не разрушило систему университе­тов. Ни роль университетов, ни их структура, ни основные эле­менты не подверглись существенным изменениям. Совершенст­вовались лишь правовые нормы управления университетами и дополнялась их структура - кое-где появились «Академические гимназии».

В XVI в. - начале XVII в. окончательно сформировался так называемый «академический ученый состав» - нормативная структура управления университетами, просуществовавшая поч­ти до середины XX в. и в модифицированной форме сохранив­шаяся и поныне. Эта структура определяла не только внутренний распорядок, организацию учебной работы университета: по суще­ству это была система, закрепляющая социальные отношения как внутри университетской структуры, так и определяющая её взаимоотношения с другими социальными группами общества эпохи Позднего Средневековья и Возрождения.

Основной структурой университета оставались факультеты (Ordines). Полноправными членами четырех факультетов (бого­словия, права, философии и медицины) и членами «Академиче­ского сената» были ординарные профессора (professores publici ordinarii). Они из своего числа избирали деканов, а все вместе -ректора (rector magnificus). В сенат не входили эктраординарные профессора, а также приват-доценты, имевшие только дозволение (veniam docendi), а не обязанность учить. Университеты часто были в высокой степени независимы, даже имели свои суды.

Эта стабильная, признаваемая обществом и властями струк­тура, сопротивлялась любым попыткам других организаций при­обрести близкие права, связанные с повышением специального образования.

Разделение аптекарской и врачебной деятельности постави­ло аптекарей в особые условия: в университетских курсах препо­давания фармацевтических дисциплин предусмотрено не было, а университетские власти неохотно шли на пересмотр принципов преподавания, основанных на изучении «семи свободных ис­кусств» - тривиума и квадривиума. В тривиум были включены грамматика, риторика и диалектика, а в квадривиум - музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Все естественные науки входили в геометрию - она понималась как описание Земли. В этот же пикт, входили у медицинские науки Различные требования к медицинскому и фармацевтическому Образованно и воз­никшие в связи с этим противоречия между сословиями врачей и аптекарей, 'были первым примером (противоречий между, требо­ваниями широкого и специализированного образования. Была и ещё" одна причина противоречий: преподавание медицины в уни­верситетах все более приобретало догматический, словесный ха­рактер, что в корне противоречило тем принципам, которые складывались в обучении аптекарскому делу.

Кроме этого чистоту рядов аптекарей, ранее более или менее тесно связанных с врачебным сословием или прямых выходцев из последнего, стали сильно разбавлять аптекари-купцы, нередко они были знатоками аптекарского дела, и аптекари-ремесленники, часто происходившие из среды химиков-практиков.

Результатом было размежевание врачебного и аптекарского сословий. Аптекари стали организовывать профессиональные це­хи. Цеховая принадлежность аптекарей была отмечена уже в XIII-XIV вв. Однако нередко аптекари в этих цехах были объеди­нены с представителями других ремесленных объединений: кра­сильщиками, гончарами, золотых дел мастерами и т.п. Иногда образовывались и цеховые объединения аптекарей и врачей. Из­вестны такие смешанные цеховые объединения разных типов в городах Северной Италии: Флоренции, Милане, Такие объедине­ния существовали во Франции, даже в Восточной Европе: в Че­хии и Польских землях. Позднее цеховые организации существо­вали в Англии (с 1617 г.), в Германии, где в Нюрнберге было ос­новано цеховое объединение "Collegium pharmaceulicum" (1632 г.).

Однако с XVI вв. аптекари начинают выходить из таких це­хов и создают свои собственные профессиональные организации. Сохранившиеся цеховые переписи содержат ряд подробностей организации аптекарей. Не в последнюю очередь это было связа­но с попытками получить особый статус в системе образования. Университетский путь для этого был закрыт. Поэтому обучение аптекарскому делу осуществлялось так, как это происходило во всех других ремесленных цехах.

Аптекарь брал себе ученика для обучения практике аптекар­ской профессии. Отбор учеников в ряде стран был достаточно строг. Во Франции прием ученика закреплялся контрактом. В ученики чаще принимали детей зажиточных и уважаемых родителей, особенно аптекарей и их родственников. Учеников из дво­рянской среды принимали реже. Для женщин путь в обучение аптекарскому делу был закрыт. К ученикам предъявляли опреде­ленные требования: они должны были иметь спокойный харак­тер, быть проворными в труде, добросовестными и иметь безупречное прошлое. В Германии подбор учеников был более или менее случайным. Особое значение придавалось хорошему зна­нию латинского языка.

Существовали и возрастные требования: стать учеником можно было по достижении 14 лет, верхним пределом было 17-18 лет в Германии, 22 года в Монпелье, 25 лет в Париже. В аптеке мог обучаться один, в крайнем случае - два ученика. Имели место ограничения по религиозным основаниям: во Франции в XVIIв. отклоняли кандидатуры гугенотов, а в Германии нюрнбергский Collegium pharmaceuticum принял акт, ограничивающий права евреев.     "!

' Быт аптекарских учеников и процесс обучения много раз был описан в литературе. Практически все время ученика, кроме перерывов для завтрака, обеда, ужина и сна, было занято. В Гер­мании в XVI-XVIII вв. ученик фактически не имел, права поки­дать аптеку, и лишь по воскресеньям и по праздникам вместе с семьей аптекаря посещал церковь. Само обучение занимало мало времени, фактически аптекарскую науку ученик постигал выпол­няя всю самую трудную работу по приготовлению лекарств. Oil размельчал растительное сырье - травы, коренья, хору и древеси­ну, - в мельницах или в ступе, готовил декокты и настои и т.д. Он не обладал никакими привилегиями, присвоенными дипломированным аптекарям. В отличие от них он обязан был на работе на­девать кожаный фартук. В праздничные дни, когда ему разреша­лось надевать парадную одежду, он не имел права пудрить воло­сы в соответствии с принятой модой. Хотя он столовался вместе с хозяином, он не мог пользоваться серебряной посудой.

После определенного, достаточно длительного (от двух до семи лет) обучения ученик (в Герматш они именовались «гезелями» - это название потом пришло в Россию) проходил стажи­ровку в других аптеках. После этого его допускали к экзамену перед специальной комиссией, состоящей из мастеров аптекар­ского цеха. При успешной сдаче экзамена он получал звание «Помощник аптекаря». Затем, после прохождения практики со специально оговоренным сроком» он сдавал новый экзамен и по­лучал звание «Мастера» (Magister).

Однако даже этого звания было недостаточно для получения управления аптекой. Здесь в действие вступали ограничения,  призванные контролировать аптечную деятельность. Кон­троль за ней сохраняли университеты в лице профессоров соот­ветствующих медицинских школ. Экзамен для получения лицензии на управление аптекой мастер-аптекарь вынужден был сда­вать перед комиссией, состоящий из таких профессоров. Эта ступень контроля за аптекарской деятельностью мотивировалась тем, что высшие знания в области фармации являются таким же «искусством», как знания медицинские. Формулировки предмет­ных знаний в этой области включали латинское слово "ars" - ис­кусство: "lege artis", "ars formulas medicas praescribendi", "ars for­mulas medicas dispensaiidi".

Экзамен в Париже назначали на весенне-летний период (от Пасхи до Даш Всех Святых, т.е. с марта-апреля по октябрь), что­бы кандидат мог показать знание растеши на практике. Кандидат выполнял также специальную upoGiryio работу по приготовлению конкретных лекарств - простых и составных, от одного до девяти препаратов по назначению комиссии. В ряде случаев, например в Напси в 1624 г., требовалась письменная работа. Письменные работы для получения звания мастера - "Meisterstuck", - требо­вались также в Германии.

В состав комиссий обычно в университетских городах вхо­дили профессор или декан медицинского факультета, тогда как в состав комиссий провинциальных городов входили обычно ди­пломированный врач, один или два аптекаря и городские чиновники. После успешной сдачи всех экзаменов будущий аптекарь получал диплом и давал торжественную присягу в присутствии местных властей.

Попытки так. или иначе включиться в систему получения «академического» образования, приобщившись таким образом к университетским привилегиям, которые имели характер привиле­гий сословных и профессиональных, происходили уже в XV-XV1 вв. Сначала они носили характер борьбы за получение «маги­стерской мантии» (талара - от лат. слова talarium - длиннополая одежда) для аптекарей, завершивших свое образование. Эти тре­бования подкреплялись определенными аргументами. Так ученик помимо изучения всего комплекса аптекарского «искусства» -теории и практики, - должен был безупречно владеть латинским языком.

На уровень образования большое влияние оказывала дос­тупная для ученика литература. Это полностью зависело от хо­зяина-учителя. Далеко не все аптекари были столь дальновидны, чтобы стремиться дать ученику образование, сопоставимое с университетским. Чаще они ограничивались ознакомлением ученика с одной из книг, заменявших фармакопеи - это был 'Dispen-satorium" Николая Салернитанского или труды Ибн-Сины. Прав­да в некоторых случаях, по инициативе городских властей изда­вались предписания с указанием обязательной для освоения ли­тературы - это была и своеобразная форма зашиты прав учеников и забота о качестве подготовки аптекарей. После изобретения книгопечатания (в XVI в.) в аптеках уже предписывалось иметь специальную библиотеку.

Однако университеты не желали делиться с аптекарскими объединениями своими правами. Поэтому основные, в том числе и чисто внешние привилегии устанавливали городские власти или сами цехи. Так в Центральной Европе ученик аптекаря после окончания оговоренного контрактом срока обучения и сдачи ма­гистерского экзамена получал право носить шпагу и трость, а также пудрить волосы или носить парик. С этого времени его нельзя было называть на «ты», а к имени следовало добавлять слово «господин».

В университетах специальное преподавание фармацевтиче­ских дисциплин практически не велось после распада Салернской медицинской школы в XII в. Однако уже в XIII в. после оконча­тельного утверждения статута Университета в Монпелье (1289 г.) там была узаконена Медицинская школа (основанная еще в 1220 г.), в которой к прослушиванию лекций для будущих врачей допускали аптекарей. В XVI в. там была создана первая кафедра ботаники, которой руководил Гийом Ронделе, написавший в 1556 г. трактат "De Materia medicinali". Основатель одного из первых в Европе научных ботанических садов, он сам был владельцем ап­теки, Ронделе содействовал официальному допуску фармацевтов к высшему образованию в Монпелье в 1558 г. Магистр-аптекарь Бернарден де Ранк, читавший лекции по фармации, стал первым аптекарем, официально принятым в число преподавателей уни­верситета. В 1601 г. в Монпелье была основана кафедра хирургии " фармации. Студенты, принятые в университет па основании эк­заменов по фармацевтической теории и практике, слушали курс фармакогнозии (Materia medica), фармации и анатомии. После полного курса студент получал свидетельство, очень ценимое в Европе и привлекшее в Монпелье множество иностранцев, стре­мившихся заручиться университетским фармацевтическим ди­пломом.

Эпизодически лекции по фармацевтическим наукам читали и других университетах. В Падуанском университете ДжБуонафеде в качестве Lector simplicius впервые читал курс фармакогнозии. В 1540 г. Валерий Корд преподавал фармакогно­зию в университете в Витгенберге. Однако его курс скорее был связан с объяснениями, которые требовало издание подготовлен­ной им фармакопеи. Конрад Геснер в Цюрихе в 40-х гг. XVI в. читал курс ботаники, прежде всего основанный на описании ле­карственных растений. Смерть во время эпидемии чумы не по­зволила Геснеру осуществить свое намерение организовать пре­подавание всей системы биологических знаний. В середине XV в. португальский врач Гарсия де Орта впервые дал описание и сде­лал устные сообщения о славившихся индийских лекарствах и эпидемии холеры в португальской колонии в Гоа, на полуострове Индостан.

В 1675 г. Людовик XIV дал разрешение на открытие в Монпелье кафедры фармацевтической химии.

Однако университет в Монлелье был скорее исключением. Парижский университет был полной противоположностью и по­пытки организовать там лекции для фармацевтов наталкивались на упорное сопротивление медицинского факультета. В основном обучение фармацевтов осуществлялось индивидуально, лекцион­ная система, основанная на достижениях развивающихся химии и медицины, отсутствовала. Лишь в XVII в. наметился перелом и связан он был .со стремлением аптекарей к более фундаменталь­ному химическому образованию. Достижения эксперименталь­ной химии уже нельзя было игнорировать, а огромный практиче­ский, эмпирический материал требовал новых приемов препода­вания.

В этих условиях некоторые авторитетные химики, сталкива­ясь с большими трудностями, начали организовывать приватные (частные) лекции для фармацевтов. Одним из таких первых част­ных лекторов был известный французский врач, фармацевт и хи­мик Никола Лемери (1645-1715).

Лемери прошел весь путь, который обязаны были проходить аптекари во Франции. Он был учеником аптекаря во французском городе Руан, затем работал в химической лаборатории Королсв-ского сада (Jardin de Roi, впоследствии он стал называться Бота­ническим садом - Jardin des Plantes), после чего переехал в Мон-пелье, где работая в аптеке стал давать уроки химии, привлекав­шие даже профессоров университета. В 1672 г. он переехал в Па­риж, где вскоре основал собственную фармацевтическую лабора­торию, зарабатывая изготовлением лекарств. В этой лаборатории он стал читать лекции, антиалхимические по сути, основанные на новейших достижениях опытной химии: преподавание он сопро­вождал демонстрацией экспериментов.

Материал этих лекций был обобщен им в руководстве, вы­шедшим в 1675 г. под названием «Курс химии». И лекции, и книга получили широчайшую известность. Слушать Лемери при­езжали даже химики и фармацевты из-за границы. "Курс химии" при жизни Лемери был издан 11 раз, затем дважды посмертно. «Курс» использовали в преподавании в Московском университе­те и его экземпляры сохранились в Научной библиотеке универ­ситета.

Лекции Лемери и издание учебника продемонстрировали, что в среде химиков и фармацевтов сложились условия для фор­мирования системы химического образования на новых основах, прежде всего на широкой опоре на эксперимент. По сути стрем­ление Лемери читать лекции совпало с встречным интересом к формирующейся научной химии, которая становилась основой развития самых различных прикладных областей: от фармации до металлургии.

Традиции Лемери продолжил Гийом Франсуа Руэль (1703-1770). Руэль прошел совсем иную школу: он учился в Школе в г.Блуа, а затем в университете в родном городе Казн, после чего ок

26.05.2015

Яндекс.Метрика