Что представляют собой конъюнктура фармацевтического рынка?
Понятие "конъюнктура" (от лат.congungo, итал. congiuntura) в широком смысле означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, переходную ситуацию, обстановку, положение дел.
Экономическая конъюнктура - это форма правления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен.
Конъюнктура фармацевтического рынка зависит от проявления на нем всех вышеперечисленных факторов. Очень важное значение в их числе имеет жизненный цикл товара.
Сегмент рынка - может быть определен по разному, но, в сущности, - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов и предприятий, которые обладают определенными общими признаками (или признаком).
Критерии - это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для конкретного предприятия; признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.
Факторами сегментации могу служить:
- медицинские (заболеваемость населения, численность ЛПУ, врачей, наличие систем медицинского страхования и др.);
- географические (регион, страна, численность, плотность населения, климат);
- демографические (возрастные группы, пол, многодетность);
- социальные (уровень доходов, преобладающий род занятий, уровень образования, национальные традиции и т.п.);
- психографические (социальные слои, стиль жизни);
- поведенческие (статус постоянных клиентов, степень нуждаемости в препаратах, лояльность врачей по отношению к фирме производителю лекарственного препарата, степень готовности врачей назначать, а больного приобретать тот или иной конкретный препарат, эмоциональное отношение к продукту фирмы и др.).
В ходе комплексного анализа рынка осуществляется:
- определение емкости рынка или его сегментов;
- конъюнктурные или прогнозные исследования сбыта;
- исследование поведения покупателей (отношение к товару фирмы, мотивы покупок, способы реализации и т.п.);
- изучение практики деятельности конкурентов;
- исследование предполагаемой реакции на введение нового товара (возможный объем сбыта, вероятный ответ конкурентов и т.п.).
Изучение спроса на тот или иной препарат связано с определением емкости рынка данного товара в целях определения объема его сбыта той или иной фирмой. Емкость рынка определяется объемом реализованных на нем товаров обычно в течении года (в физических единицах или стоимостном выражении), т.е. в конечном итоге - объемом потребления товаров. В силу этого емкость рынка лекарственной продукции может быть рассчитана через определение объема ее потребления по формуле:
С = Vn + Vim - Vex , где
С - емкость рынка;
Vn - объем национального производства;
Vim - объем импорта;
Vex - объем экспорта.
26.05.2015