Главная      О проекте      Соглашение об использовании      Карта сайта      Задать вопрос     
Фармацевтические Вопросы и ответы
Где
Зачем
Как
Какая
Какие
Каково
Каковы
Какой
Кем
Когда
Кому
Кто
Куда
О чем
Почему
Сколько
Что
Новости фармации
Апрель, 2009
Март, 2009
Февраль, 2009
Экспорт новостей
RSS 0.91
RSS 1.0
RSS 2.0
ATOM 0.3
OPML

ЦМИ "Фармэксперт": Фармрынок замер в ожидании перемен

Печать E-mail
22.04.2009 г.

Коммерческий фармрынок России, несмотря на действие противоположных по направленности внутренних и внешних сил, пока держится «молодцом». Объем рынка за 1-й квартал 2009 г. составил 2,7 млрд долл. США в розничных ценах. В долларовом измерении рынок «сжался» на 7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В рублях наблюдается противоположная динамика рынка: зафиксирован рост рублевой массы в пределах 32%, соответственно, объем рынка за тот же период составил около 93 млрд руб. в розничных ценах.

Натуральные показатели были подвержены кризисной коррекции в меньшей степени. По итогам 1-го квартала 2009 г. объем рынка в упаковках снизился всего на 1%. Наибольшие темпы снижения спроса зафиксированы в январе и феврале текущего года. Однако март продемонстрировал уверенный рост продаж количества упаковок (+5%; табл. 1).

Что стоит за этими цифрами? Во-первых, рынок почти не почувствовал сокращения платежеспособного спроса. Полагаем, что теплая зима также внесла свои коррективы в потребление медикаментов: в климатически нормальные зимне-весенние месяцы (февраль-март) рынок вернулся к ожидаемым показателям. Во-вторых, рост цен на медикаменты не привел к существенному сокращению спроса. Тот факт, что лекарственные средства — товар неэластичного спроса, с одной стороны, а также сравнительно низкая средняя цена упаковки ЛС, с другой стороны, не позволяют россиянину экономить на этой продукции. Таким образом, переключения спроса на более дешевые препараты пока не наблюдается.

Однако рынок (в большей степени — товаропроводящая цепочка) готовится к определенному «хирургическому вмешательству» со стороны государства. Тезис о снижении предельных торговых наценок на лекарственные средства глубоко сидит в умах законодательной и исполнительной властей. Но пока никто не осознает в полной мере проблемного поля оптового и розничного звена российского фармрынка. К примеру, среднестатистическая аптека с оборотом около 700 тыс. руб. в месяц приносит реальной прибыли 10—15 тыс. руб. В режиме высокой инфляции, нестабильности экономической системы такая норма прибыли недопустима для нормального существования бизнеса.

Но вернемся к основным рыночным индикаторам… Рост цен на всю товарную группу продолжился по март включительно. Средняя цена одной упаковки в марте 2009 г. составила 2,74 долл., или 95 руб. в розничных ценах. В долларах цена одной упаковки снизилась на 11% (по сравнению с мартом 2008 г.), а в евро и рублях зафиксирован тренд рост средней цены: +4% и +28% соответственно (рис. 1).

Рейтинг торговых марок пока остается статичным и привычным для сезона «зима — весна». В условной номинации «Прорыв сезона» следует отметить успех гомеопатической торговой марки «Оциллококцинум» (Лаборатория Буарон). Рост продаж этого безрецептурного препарата в долларах в кризисный период составил более 20% (!!!) — успех, которому можно позавидовать. При сохранении такой динамики продаж в конце следующего года вероятно изменение верхушки рейтинга самых продаваемых препаратов.

Лишь у немногих торговых марок отмечено снижение продаж в натуральных показателях. «Арбидол», «Линекс» и «Витрум» пользовались несколько меньшим спросом, чем в аналогичный период прошлого года (табл. 2).

Рейтинг корпораций по итогам 1-го квартала также выглядит достаточно ожидаемо. «Байер Хелскэр» демонстрирует уверенный рост продаж по сравнению с прошлым годом. Портфель компании «Сагмел», купленный в прошлом году, позволил «Байеру» выйти на лидирующую позицию в рейтинге TOP10 корпораций.

Обращает внимание рост концентрации первой десятки. По итогам 1 квартала 2009 г. совокупная доля этих компаний на коммерческом розничном рынке составила 33,6%. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (табл. 3).

Заключение: Четкий тренд движения рынка с начала года пока не определился. Ранее по итогам 1-го квартала каждого года можно было с точностью до ±10% прогнозировать объем рынка на выходе из годового периода. Сейчас ситуация крайне неопределенная. Разнонаправленность тенденций в структуре рынка не позволяет сделать однозначный прогноз до конца года. Однако, основывая свое мнение на экспертном наблюдении, а также на общении с представителями рынка — от производителей до аптечных сетей, — мы приходим к выводу, что в текущем году не следует уделять особого внимания макростатистике рынка. Объемы, динамика и другие макроэкономические показатели сейчас не столь принципиальны. Эффективность бизнеса, рыночная доля компании — вот ключевые параметры измерения бизнеса на ближайший период.

Несмотря на проблемность рынка, мы ожидаем положительную динамику объемов продаж до конца года. Однако несколько изменится ключевой драйвер этого процесса: цены станут залогом такого роста.

Источник:Фармацевтический вестник
 
« Пред.   След. »
© 2009 PharmSpravka - фармацевтический online справочник
Яндекс.Метрика