Новости

История траволечения на Руси

 

Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность - волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. В некоторых случаях у славян и князья воспринимались как волхвы. Например, считали, что князя Всеслава Полоцкого "мать родила от волхования" (т.е. с помощью заговоров). И, волхвы навязали ему на голову науз ("волшебный узел"), наделив князя сверхъестественными способностями. Образ князя - волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна нашел отражение и в былинах. В былине о Вольге (Волхе) Всеславьевиче он, воин, богатырь, оборачивался то щукой, то волком, то птицей.

Волхвы и ведуны знали толк в лекарственных травах и успешно с их помощью врачевали недуги. Много легенд и преданий хранится в народной памяти о чудесных исцелениях. Есть предание о том, например, как соком травы вылечили от кровотечения внука Дмитрия Донского князя Дмитрия Юрьевича. Сохранилось повествование о том, как девица Феврония, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила муромского князя Петра от тяжелой кожной болезни.

Зелейники собирали и готовили из местных растений лекарства для лечения почечуя (геморроя), злой корчи (отравления спорыньей), весницы (цинги), златяницы (желтухи), камчуга (артрита), вдуши (астмы), трясцы (малярии), свербежи (чесотки), жабной (стенокардии) и сухотной (туберкулеза) болезней.

В XI в. возникают монастыри и при них сосредотачивается врачевание, организуется сбор и обработка лекарственных трав. В конце XI в. Киевский митрополит Ефрем приказал строить в Переславле при монастыре "строение банное и врачеве" для бесплатного лечения приходящих больных.

О широком использовании растений для лечения в древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI в. "Изборник Великого князя Святослава Ярославовича" (сына Ярослава Мудрого), где наряду с медицинскими знаниями, приводится описание ряда лекарственных растений на Руси того времени. В "Изборнике" рекомендуется употреблять растительные продукты больше, нежели другие. Считалось, что свежие растения помогают лучше, поэтому плоды, зелень назначались больному в "суровом" (не вареном) виде.

Уже с XII в. использовала Русь как лекарства полынь, крапиву, мяту, подорожник, рябину, можжевелевые ягоды, кору дуба... Царь Алексей Михайлович в 1650 г. приказал стольнику Матошкину высылать в купальскую ночь "искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу", а незадолго до смерти, не шибко веря иностранным лекарям, приказывал воеводам в Сибири "собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их и присылать самыя травы в Москву".

Заслуживает внимания еще одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, - секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также для лечения эпилепсии, душевнобольных, находящихся в состоянии "меланхолии" и "кручины черной"; лечили им и запои.

Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые "оттирки" - панты пятнистых оленей (из рогов этих оленей добывали общеизвестный препарат пантокрин). На Руси пантовые "оттирки" назначались "падучим" (при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, "расслабленным" (при параличах). Больные пили их с вином и водой при "сердечной кручине", "егда серьдце клокочет, клещить обмираеть".

Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: "любка", "зелие милое", "дар небес" и т.д. Так, о настойке "крина польского" (ландыша) написано, что она "есть недюжему драже злата драгого".

Но основное место в древнерусской медицине занимали "зелия" растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и "камчюжные" (ревматические) болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. К сожалению, в настоящее время он незаслуженно забыт в терапевтической практике. Его принимали в уксусе "ложася спать". В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др.

С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями-ведунами, знахарями. В IX-X в.в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии. Первым врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053 - 1125), приглашенный Владимиром Мономахом. Лекарства - сушеные травы - привозились из Константинополя и из Генуэзских колоний в Крыму, но простым русским людям они были малодоступны.

Как правило, на Руси знания передавались в устной традиции - «зельники» и «травники» долгое время запрещались Православной церковью. Тем не менее травники, лечебники, зелейники постепенно прокладывали себе путь в народ. В них содержалось описание трав, их полезных свойств и давались рекомендации по их применению. Самые древние книги на Руси, из которых мы можем почерпнуть сведения, связанные с медицинскими аспектами медицины Древней Руси, были: "Остромирово евангелие", "Изборник (сборник) великого князя Святослава Ярославича", "Архангельское евангелие" и другие. В медицине, как в зеркале, отражаются все политические, военные, экономические события государства. Старинная врачебная рукопись - "Лечебник Строгановых лекарств" - составлена врачом Строгановских солеварен в 15 в. В 16 в. в русской литературе появились переводные лечебники, такие, как "Книга, глаголемая Травник, травами всякими по азбучным словам", "Травник" воеводы Бутурлина и другие.

Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как, помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагались патогенез болезней, способы их распознания и т.д. Такой формы и были в 17 в. "Вертограды" (сады). В "Вертограде" (1534 г.), в разделе "о камениях" - "лапидарии" описаны 122 названия, четверть из них принадлежит странам Древнего Востока (Индии, Китаю), с которыми Русь всегда торговала.

Деятельность медиков и фармацевтов (их называли алхимистами) возглавлял Аптекарский приказ, в котором имелась обширная библиотека медицинской литературы. Известен "Изборник" великого князя Святослава Ярославича, в котором приводилось описание лекарственных трав. Народ русский, сохраняя знания предков, из поколения в поколение передавал их дальше, и ни один "дохтур" прежде не обходился в своей практике без применения лекарственных трав.

С 12 века использовала Русь как лекарство полынь, крапиву, зверобой, мяту, подорожник, рябину, кору дуба и др. (существовало 12 магических растений). В Древней Руси был распространен и обычай лечения болезней некоторыми органами, желчью, соками животных, яйцами птиц, масляными, водными, винными вытяжками из тел насекомых (бобровая струя, рыбий жир и т.д.). Сырье для лечебных средств животного происхождения добывали и на родине, и привозили из разных стран, особенно восточных. Одним из самых популярных средств при любых расстройствах желудка считался "камень безоар" - "безуй", который находили в кишечнике многих жвачных животных.

В конце 15 века, было создано феодальное Московское государство, которое объединило разрозненные русские княжества. С этого времени в России начинают создаваться учреждения аптечного типа - зелейные лавки, которые существовали во многих русских городах. Владельцы этих лавок - зелейники, не только готовили и продавали различные порошки, мази, настойки и другие лекарства. Нередко это были высокообразованные (естественно, для своего времени) люди, которые хорошо знали свойства и действия лекарственных средств, которыми они пользовались в своей практике. Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения "усталых и печальных больных, обвеселяя им сердце".

Литература по истории фитотерапии:

Ахмедов Р.Б. Одолень-трава. - Уфа: 1998. - 362 с.

Батуев Б. Б., Дашиев Д. Б. и соавт. Характеристика рецептурных справочников. Раст. рес.- 1984.- 22 (4) .- С. 479-81.

Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в ХI-XVII вв. М., 1965.

Византийский медицинский трактат XI-XIV вв. пер. с древнегреческого Г.Г. Литаврина, серия "византийская библиотека", раздел "Источники", Санкт-Петербург, Изд. "Алетейя", 1997, 157 с.

Дерикер В. В. Сборник народноврачебных средств, знахарями в России употребляемых.- СПб, 1866.

Изборник Святослава (1073). О применении лекарственных растений в Древней Руси 558 с.

Книга глаголемая "Прохладный вертоград / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т.А. Исаченко. М., 1997.

Корепанов С.В. Растения в профилактике и лечения рака: Некоторые сведения по народной медицине. - 2-е изд. - Новосибирск: ЮКЭА, 1998. - 159 с.

Крылов П. О народных лекарственных растениях, употребляемых в Пермской губернии.- Казань, 1876.

Муравьев И.А. Фитотерапия в дерматологии. - Смоленск: Гомеопатическая медицина, 1998. - 224 с.

Первый русский лечебник под названием "Мази" составила внучка Владимира Мономаха Евпраксия.

Попов А.П. Траволечебник: Лечение лекарственными травами. - СПб.: Лейла, 1998.

Славянские древности. М., 1995. Т. 1; М., 1999. Т. 2

Южин В.И. Энциклопедия лекарственных растений. - М.: Ространсфер, 1998. - 80 с.

Abu Ali ibn-Sina. Le canon de medecine .Copie par Ibn Mahmud al-Mutatabbib, 1447. Paris, BnF.

Aristote, Organon. Traduction arabe, IXe-Xe siecle. Paris, BnF.

D'Olivet Antoine Fabre. Langue hebraique restituee et le veritable sens de mots hebreux. Paris , 1787.

Gattefosse R.. AROMATHERAPY . Paris , 1936.

Grzycki S, Grzycka K Medicinal plants and phytotherapy in Pliny the Elder in the 1st century. Ann Univ Mariae Curie Sklodowska, 1970, 25: 487-531

Hippocrate. Les Aphorismes. Kitab al-Fusul, traduction par Hunayn b. Ishaq. Copie par le medecin Bihnam b. al-Haddad, 1205. Paris, BnF.

Hostettmann K.. Les plantes medicinales et les phytomedicaments: actualites. l'Universite de Lausanne, 1998 - 17: 145

Joseph Pitton de Tournefort. Elemens de botanique. 1696. Paris, BnF.

Pline. Histoire naturelle. Gaii Plinii Secundi historiae naturalis libri I-XXXVII (Gaius Plinus Secundus, Histoire naturelle...) Manuscrit d'origine anglaise, XIIe siecle. Paris, BnF.

Shinichi Takemura. The Art of Phyto-Therapy. IWE'96

Viel C. Histoire chimique du sel et des sels. Science Tribune - Septembre 1997

 



28.06.2015
Яндекс.Метрика