Целебные свойства лекарственных растений
Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действующими или фармакологически активными веществами - алкалоидами, гликозидами, сапонинами, танинами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах. Принятые внутрь или наружно, эти вещества помогают больному организму справиться с недугом.
Совсем недавно в сознании наших современников лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений. Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Несомненно, что растения использовались в лечебных целях и задолго до появления письменности. Первоначальные познания в области лечения травами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поколение устно. По-видимому, сведения о целебных свойствах растений сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин. И в дальнейшем почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.
В древнейших памятниках письменности встречается немало сведений об использовании растений в лечебных целях. Лекари Шумера, например, приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя воду, а также вино и пиво. Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XX веке до нашей эры, унаследовали их знания и культуру и тоже широко применяли в лечебных целях растения - корень солодки, дурман, белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в тени, а такие травы, как белену, белладонну и дурман даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарственные растения, обязательно выходили на север (в современных руководствах по сбору и сушке лекарственных растений учитывается это обстоятельство). Ассирийцы, покорившие Вавилон, сохранили все лучшие научные и культурные ценно сти побежденного народа, в том числе и сведения по фитотерапии, которые были обнаружены в знаменитой библиотеке Ашурбанипала при раскопках его дворца в Ниневии: из 22 тыс. глиняных табличек различного содержания 33 были посвящены врачеванию, рецептуре и лекарственным средствам; известно также, что в Ниневии был сад лекарственных растений. У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.
Очень много информации о лекарственных растениях дает нам греческая литература: у греков сложилась самобытная медицина, а кроме того, они пользовались некоторыми лекарственными средствами, заимствованными у других народов. Примечательно, что свое знакомство с лекарственными растениями греки связывали с Кавказом - с легендарной Колхидой, где, якобы, под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, и оттуда они были вывезены в Грецию (и действительно, некоторые лекарственные травы были ввезены в Грецию с Кавказа). Как и многие другие народы, греки связывали целебное действие растений с различными магическими представлениями. Недаром корень слова «фарма-кон», обозначавшего в древнегреческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в большинстве современных языков в словах «фармация», «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея». В религиозных представлениях древних греков фигурировало множество богов. Был среди них также бог, ведавший лекарственными травами, - Асклепий, латинизированное имя которого Эскулап. По преданию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эскулап», которым полушутя-полусерьезно иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам знакомо как символ средства от любых болезней.
Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гиппократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, которые тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины, и все молодые врачи, приступая к врачебной практике, дают профессиональную клятву, известную всему миру под названием «Клятвы Гиппократа». Гиппократ считал, что лекарственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффективны. Это его убеждение, став достоянием и других народов, сохранялось в Европе свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине бытует и поныне.
Выдающийся труд по лекарственным растениям оставил «отец фармакогнозии» (науки о лекарственном растительном сырье), знаменитый врач римской армии грек Диоскорид (I в. н. э.). В своем сочинении «О лекарственных средствах» он описал свыше 600 видов растений, снабдив их рисунками и указав применение. Его книга много раз переиздавалась и служила авторитетным руководством вплоть до XVI в. И в современных руководствах по фармакогнозии довольно часто встречаются ссылки на Диоскорида.
Особый вклад в древнюю медицину внес крупнейший врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (II в. н. э.) - автор многих сочинений по медицине и фармации, слывший бесспорным авторитетом практической медицины вплоть до XIX в. Он соз дал свое учение о методах и средствах лечения болезней, придерживаясь мнения, что в лекарственных растениях есть два начала - одно из них полезное, или действующее, другое - бесполезное, или даже вредное для организма. Гален предложил отделять в растениях полезное начало от бесполезного жидкостью - водой или вином. В современной медицине все препараты, полученные путем экстракции лекарственных веществ из растений, до сих пор носят название «галеновых» и широко применяются в повседневной практике, особенно в домашних условиях: все ваши настои, отвары, водные вытяжки из цветков ромашки, из зверобоя или корней валерианы - галеновые препараты...
Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской литературой, основную часть которой составляли описания лекарственных растений и способов их употребления. Общий список таких растений, известных врачам и фармацевтам средневековья, насчитывал около 1000 видов, достаточно хорошо проверенных и действительно обладавших ценными терапевтическими свойствами. Европейская аптека была создана по арабскому образцу.
Арабская фармакопея широко использовала сложные рецепты, в состав которых входило много различных трав. Эти рецепты стали популярны и в медицине Западной Европы. Именно усложнение рецептуры и привело к появлению профессии аптекарей.
До нашего времени дошло значительное количество сочинений (рукописных и печатных), содержащих описания лекарственных растений и способов их применения. Например, в русском переводном рукописном травнике 1614 г. о корне валерианы сказано следующее: «Корень тое травы в зелия полагаем. Сама та трава и корень вельми дух тяжел имеет. Кошки трутся около тое травы... Врачеве глаголют что тое травы корение высушено, соблюдаем его на три годы без умаления силы его. Тот корень собираем в месяце августе». Такие сочинения обычно назывались гербариями или травниками и всегда сопровождались рисунками растений. Травники известны на латинском языке и языках народов Европы - старонемецком, старофранцузском, польском и др. Они действительно содержат много данных, но, как правило, это компиляции сочинений Диоскорида, Галена, Авиценны и других греческих, латинских и арабских авторов, дополненные сведениями и рисунками переписчиков о своих, местных видах растений. Эти дополнительные сведения оригинальны и самобытны, а рисунки, в отличие от рисунков чужеземных видов, очень точны и натуралистичны. Таким образом, в эти книги проникал народный опыт сопредельных стран, пользовавшихся сочинениями знаменитых врачевателей, в результате чего в европейскую медицинскую практику оказались включены почти все лекарственные растения Европы, Северной Африки, Западной Азии и отчасти Индии.
У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия христианства в Россию стали проникать и иноземные сведения. Особенно обширная информация поступила из Византии, в результате чего греко-славянское направление в русской медицине господствовало вплоть до XVI в. Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В 1654 г. в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные заготовки лекарственных растений, были созданы «аптекарские огороды» - сады, где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было несколько - у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слободе. По приказу Петра I «аптекарские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных госпиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербурге, на Аптекарском острове.
28.06.2015