Новости

Целебные свойства лекарственных растений

 

Целебные свойства лекарственных растений  обусловлены действу­ющими или фармакологически ак­тивными веществами - алкалоида­ми, гликозидами, сапонинами, тани­нами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Именно они наиболее ценны, хотя и содер­жатся в растениях в минимальных количествах. Принятые внутрь или наружно, эти вещества помогают больному организму справиться с недугом.

Совсем недавно в сознании наших современников лекарственные рас­тения ассоциировались с пережит­ком глубокой старины. Действи­тельно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой ве­рой ждало чудесных исцелений. Све­дения об использовании человеком целебных свойств растений были об­наружены в самых древних письмен­ных памятниках человеческой куль­туры, которые принадлежали госу­дарству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Несом­ненно, что растения использовались в лечебных целях и задолго до появ­ления письменности. Первоначаль­ные познания в области лечения тра­вами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поко­ление устно. По-видимому, сведения о целебных свойствах растений сос­редоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин. И в дальнейшем по­чти у всех народов целебные свой­ства трав считались сверхъесте­ственными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.

В древнейших памятниках пись­менности встречается немало сведе­ний об использовании растений в ле­чебных целях. Лекари Шумера, на­пример, приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя воду, а также вино и пиво. Вавило­няне, пришедшие на смену шумерий­цам в XX веке до нашей эры, унасле­довали их знания и культуру и тоже широко применяли в лечебных це­лях растения - корень солодки, дур­ман, белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целеб­ные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в те­ни, а такие травы, как белену, бел­ладонну и дурман даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарствен­ные растения, обязательно выхо­дили на север (в современных руко­водствах по сбору и сушке лекар­ственных растений учитывается это обстоятельство). Ассирийцы, поко­рившие Вавилон, сохранили все луч­шие научные и культурные ценно сти побежденного народа, в том чи­сле и сведения по фитотерапии, ко­торые были обнаружены в знамени­той библиотеке Ашурбанипала при раскопках его дворца в Ниневии: из 22 тыс. глиняных табличек различ­ного содержания 33 были посвя­щены врачеванию, рецептуре и ле­карственным средствам; известно также, что в Ниневии был сад ле­карственных растений. У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.

Очень много информации о ле­карственных растениях дает нам греческая литература: у греков сло­жилась самобытная медицина, а кроме того, они пользовались неко­торыми лекарственными средства­ми, заимствованными у других наро­дов. Примечательно, что свое зна­комство с лекарственными растени­ями греки связывали с Кавказом - с легендарной Колхидой, где, якобы, под покровительством богини Арте­миды находился волшебный сад ядо­витых и лекарственных растений, и оттуда они были вывезены в Грецию (и действительно, некоторые лекар­ственные травы были ввезены в Грецию с Кавказа). Как и многие другие народы, греки связывали це­лебное действие растений с различ­ными магическими представлени­ями. Недаром корень слова «фарма-кон», обозначавшего в древнегре­ческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в боль­шинстве современных языков в сло­вах   «фармация»,   «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея». В религиозных представлениях древ­них греков фигурировало множе­ство богов. Был среди них также бог, ведавший лекарственными тра­вами, - Асклепий, латинизирован­ное имя которого Эскулап. По пре­данию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эс­кулап», которым полушутя-полу­серьезно иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам зна­комо как символ средства от любых болезней.

Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гип­пократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, кото­рые тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины, и все молодые врачи, приступая к вра­чебной практике, дают профессио­нальную клятву, известную всему миру под названием «Клятвы Гиппо­крата». Гиппократ считал, что ле­карственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффек­тивны. Это его убеждение, став до­стоянием и других народов, сохраня­лось в Европе свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине бытует и поныне.

Выдающийся труд по лекарствен­ным растениям оставил «отец фар­макогнозии» (науки о лекарствен­ном растительном сырье), знамени­тый врач римской армии грек Диоскорид (I в. н. э.). В своем сочинении «О лекарственных средствах» он описал свыше 600 видов растений, снабдив их рисунками и указав при­менение. Его книга много раз пере­издавалась и служила авторитетным руководством вплоть до XVI в. И в современных руководствах по фар­макогнозии довольно часто встреча­ются ссылки на Диоскорида.

Особый вклад в древнюю меди­цину внес крупнейший врач и естест­воиспытатель Клавдий Гален (II в. н. э.) - автор многих сочинений по медицине и фармации, слывший бес­спорным авторитетом практической медицины вплоть до XIX в. Он соз дал свое учение о методах и сред­ствах лечения болезней, придержи­ваясь мнения, что в лекарственных растениях есть два начала - одно из них полезное, или действующее, другое - бесполезное, или даже вредное для организма. Гален пред­ложил отделять в растениях полез­ное начало от бесполезного жидко­стью - водой или вином. В совре­менной медицине все препараты, по­лученные путем экстракции лекар­ственных веществ из растений, до сих пор носят название «галеновых» и широко применяются в повседне­вной практике, особенно в домаш­них условиях: все ваши настои, отва­ры, водные вытяжки из цветков ро­машки, из зверобоя или корней ва­лерианы - галеновые препараты...

Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской литературой, основ­ную часть которой составляли опи­сания лекарственных растений и способов их употребления. Общий список таких растений, известных врачам и фармацевтам средневе­ковья, насчитывал около 1000 ви­дов, достаточно хорошо проверен­ных и действительно обладавших ценными терапевтическими свой­ствами. Европейская аптека была создана по арабскому образцу.

Арабская фармакопея широко ис­пользовала сложные рецепты, в со­став которых входило много различ­ных трав. Эти рецепты стали попу­лярны и в медицине Западной Евро­пы. Именно усложнение рецептуры и привело к появлению профессии аптекарей.

До нашего времени дошло значи­тельное количество сочинений (ру­кописных и печатных), содержащих описания лекарственных растений и способов их применения. Например, в русском переводном рукописном травнике 1614 г. о корне валерианы сказано следующее: «Корень тое травы в зелия полагаем. Сама та трава и корень вельми дух тяжел имеет. Кошки трутся около тое тра­вы... Врачеве глаголют что тое травы корение высушено, соблю­даем его на три годы без умаления силы его. Тот корень собираем в ме­сяце августе». Такие сочинения обычно назывались гербариями или травниками и всегда сопровожда­лись рисунками растений. Травники известны на латинском языке и язы­ках народов Европы - старонемец­ком, старофранцузском, польском и др. Они действительно содержат много данных, но, как правило, это компиляции сочинений Диоскорида, Галена, Авиценны и других гречес­ких, латинских и арабских авторов, дополненные сведениями и рисун­ками переписчиков о своих, местных видах растений. Эти дополнитель­ные сведения оригинальны и само­бытны, а рисунки, в отличие от ри­сунков чужеземных видов, очень точны и натуралистичны. Таким об­разом, в эти книги проникал народ­ный опыт сопредельных стран, пользовавшихся сочинениями знаме­нитых врачевателей, в результате чего в европейскую медицинскую практику оказались включены по­чти все лекарственные растения Ев­ропы, Северной Африки, Западной Азии и отчасти Индии.

У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия хри­стианства в Россию стали проникать и иноземные сведения. Особенно об­ширная информация поступила из Византии, в результате чего греко-славянское направление в русской медицине господствовало вплоть до XVI в. Использование лекарствен­ных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем Михайлови­чем был создан специальный «Апте­карский приказ», ведавший снабже­нием лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В 1654 г. в Москве была организо­вана первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные заготовки лекар­ственных растений, были созданы «аптекарские огороды» - сады, где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было не­сколько - у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слобо­де. По приказу Петра I «аптекар­ские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных го­спиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербур­ге, на Аптекарском острове.



28.06.2015
Яндекс.Метрика