Запорная арматура
Запорная арматура служит для перекрытия трубопроводов в целях прекращения движения среды и открытия трубопровода для возобновления течения.
Запорная арматура подразделяется на приводную и автоматическую. У приводной арматуры открытие и закрытие прохода происходит под действием внешней силы: от руки, электродвигателем, соленоидом, гидро- или пневмоприводом. У автоматической арматуры открытие и закрытие прохода происходят под действием транспортируемой среды.
По характеру работы затвора приводная запорная арматура может быть подразделена на три резко отличающихся типа. В первом случае затвор (пробка) установлен в корпусе арматуры перпендикулярно к ее оси и имеет сквозное отверстие. Открытие и закрытие прохода осуществляются путем поворота пробки на 90°. При повороте пробка не перемещается вдоль вертикальной оси корпуса. Во втором случае, открытие и закрытие прохода осуществляются с помощью золотника, движущегося перпендикулярно к продольной оси потока и открывающего и закрывающего при этом отверстие, расположенное в перегородке, которая разделяет корпус на две части - входную и выходную. У задвижки затвор, имеющий форму клина или выполняемый в виде двух распираемых клином дисков, движется перпендикулярно к продольной оси корпуса, изменяя сечение прохода.
Каждый из перечисленных типов запорной приводной арматуры имеет свою специфическую область применения, определяемую давлением, температурой и свойствами среды.
Краны. Это простейшие приспособления для регулирования количества протекающей жидкости. Они состоят из корпуса, в котором вращается пришлифованная пробка со сквозным отверстием. С помощью кранов ток жидкости не может быть точно отрегулирован; краны непригодны на паровых линиях.
Вентили. По методу присоединения к трубопроводу различают вентили с концами под резьбу (муфтовые) или сварку, а также фланцевые. С помощью вентилей ток жидкости хорошо поддается регулированию. Область применения вентилей весьма обширная (водопроводные линии, паропроводы, материальные линии, линии сжатого воздуха, вакуумные линии и др.).
Задвижка. В задвижке открытие прохода осуществляется путем подъема плоского диска, расположенного в ее корпусе перпендикулярно к движению среды.
Обратные клапаны. Применяются в тех случаях, когда движение должно происходить только в одном направлении. Различают клапаны подъемные и поворотные («захлопки»).
Подъемный обратный клапан изображен на рис. И, а. В корпусе обычного вентиля установлен золотник, цилиндрический шпиндель которого входит в канал крышки. Седло и золотник взаимно притерты. Клапан устанавливается на трубопроводе так, чтобы среда поступала под золотник. При этом, преодолевая массу золотника, среда проходит через клапан. После прекращения подачи среды или возникновения обратного течения золотник садится на седло. Обратные клапаны этого типа устанавливают на линиях воды (часто после насосов) и пара, а также на материальных линиях.
Поворотный клапан («захлопка») показан на рис. 11, б. Золотник (диск) укреплен на рычаге, который соединен с болтом, ввернутым в крышку клапана. На рисунке показана «захлопка», предназначенная для трубопроводов, транспортирующих химически активные вещества,
в связи с чем внутренняя поверхность корпуса и крышки гуммирована кислотостойкой резиной.
Арматурные части обычно изготовляются из серого чугуна. Если есть опасность поломки вследствие сотрясения, их делают из ковкого чугуна. У запорных частей корпус из чугуна, остальные детали из латуни, бронзы, особых сплавов.
27.06.2015