Значение упаковки
Вопросу упаковки готовой продукции на любом предприятии уделяется большое внимание, ибо упаковка является завершающим этапом производственного цикла, назначение которого -обеспечить сохранность изготовленного продукта как в качественном, так и в количественном отношениях. Кроме того, внешнее оформление упаковки служит показателем культуры данного производства.
Термин «упаковка» имеет два значения: во-первых, им обозначается производственный процесс укупорки и укладки; во-вторых, под упаковкой понимаются те вместилища (склянки, банки, трубки, тубы и др.), в которые помещается продукция. Вместилища для продукции в совокупности называются тарой, а материалы, из которых изготовляется тара,- упаковочными материалами, тароматериалами.
Упаковка, применяемая для лекарственных форм и галеновых препаратов, должна отвечать следующим требованиям.
Общие требования к упаковке: а) она не должна изменять физических и химических свойств лекарственной продукции; б) должна предохранять лекарственную продукцию от влияния внешних неблагоприятных факторов; в) быть достаточно прочной и противостоять механическим воздействиям; г) иметь как можно меньший объем и обладать минимальной массой; д) быть как можно более дешевой и доступной; е) создавать возможность извлечений отдельных порций содержимого без загрязнения остающегося; ж) обеспечивать возможность применения автоматов для ее заполнения; з) быть внешне красивой.
Требования, предъявляемые к таре для хранения: а) устойчивость и удобство при повседневном пользовании; б) простота открывания и закрывания; в) легкость поддержания чистоты наружной поверхности вместилища.
Требования, предъявляемые к таре для отпуска: а) простота в обращении; б) невозможность незаметного вскрытия упаковки до употребления лекарства больным.
В условиях фармацевтического производства (заводского, а тем более аптечного) вопросы упаковки приобретают особое значение, так как, помимо перечисленных, к упаковке и оформлению предъявляется ряд дополнительных требований, вытекающих из специфики лекарственной продукции и ее применения. Так, например, упаковка и внешнее оформление лекарства должны в максимальной степени гарантировать от ошибок и неправильностей при отпуске и использовании лекарств. Например, оригинальной формы флакон, присущий данному лекарству, может своим внешним видом напоминать о ядовитости находящегося в нем вещества. Цвет этикеток на флаконе или другой упаковке, цвет сигнатуры и т. д. могут указывать на характер или назначение лекарства. Дополнительная этикетка или другое специальное указание на упаковке подчеркивает и те особенности лекарства, на которых следует фиксировать внимание потребителя.
Никто не станет отрицать также того, что внешний вид лекарства, его упаковка имеют некоторое значение и как психотерапевтический фактор.
27.06.2015