Цивилизация Древнего Китая
Есть даже китайский эпос о происхождении земли и человека. Эти эпические легенда в которых описано возникновение земли. Во всех цивилизациях. Очень известны и достойны что бы их можно было сравнить. т.к все цивилизации развивались в так ом психологическом плане по единой схеме. Эти элементы очень близки.
В частности одним из элементов является представление, что весь мир возник из некого, первичного яйца. Яйцо как прообраз возникающего мира фигурирует во многих легендах во многих старинных представлениях. Такая же легенда о неком яйце, из которого появился первый человек имеется и в Китае там считается, что из яйца возник человек - звали его Хангу. Из одной половинки яйца получился небесный свод из другой естественно земля. Хангу очень интенсивно рос по 3 локтя в день, и одновременно на 3 локтя отодвигалось небо от земли. И расширялась земная твердь. Этот человек жил около 18. 000 лет так что небо хорошо отошла и земля стало очень большой. После смерти из частей ее тела возникла вся природа. Его ткани дали основу всей природе. А люди произошли из блох, которые жили на его теле.
История Китая более известна чем история Индии.
Еще до нашей эры существовал историк его звали - Сыма Тсянь.
Именно на него очень часто ссылаются многие историки. Он создал довольно большой свод древней истории Китая. И можно даже подозревать что этот свод имеет под собой реальное основание. Сыма Тсянь достаточно подробно объяснил как возникли первые государства, можно сказать концепции, которые идут от этого историка эти возникновения единого государства с последующим распадом и тенденциями к новому воссоединению. Она интересна почему она служила для философских и морально этических воззрений китайских философов.
Китайская цивилизация дала компас, бумагу, и т.д. но это мелкие достижения, но что действительно серьезно оказывали влияние это китайские 2 философские концепции:
1) Даусизмэ
2) Конфузианство
Китайцы в силы заселенности впервые почувствовали особенности жизни, которые европейцы и жители других цивилизаций стали испытывать гораздо позже, чуть ли не в наши дни. Дело в том, что Даусизм и конфуцианство исходили из того что личность человека растворяется в массе людей. Учения были направлены на то, что бы личность нашло себе место, и самое главное чтобы обеспечивала себе достойное существование. Если европейская традиция говорит что человек должен пробивать себе дорогу в жизнь локтями. То в Китае было все по другому основной упор делался что человек должен уметь существовать с другими людьми с в рамках единой ячейки (семья).
Семья иерархическая построенная. Должна быть главенствующая структура.
В китайском социуме с давних времен , не что не смогло переломить. Главное место занимает не воен не аристократ не глава клана. Главная фигура наиболее значимая - ученый чиновник. До 16 века- период древний. Период государственного строительства, которой представитель одной и той же государственной концепции. Это государственная концепция, которая была зафиксирована в 1 из первых эпох китайской истории, эпоху Джоу. Носила название свод законов Джоу Ли. Этот свод законов, он первые сформулировал законы строительства китайского государства. Правовую схему. В своде законов вся система законности и справедливости исходила от императора, от главы династии. Который был уполномочен богами.
Вспомните Рим. Там были разработаны системы законов, кодексы, которые ввели понятия - Юстиции. Так вот в Китае они не возникли пока небыли принесены европейцами и не проникли в Китай под воздействием Ислама. Вся власть рассматривалась как божественная. Не какого нормального права основанного на юстиции в Китае не существовало. Поэтому возникли условия, которые требовали возникновения этих двух концепций.
С трудами надо упомянуть мифическую фигуру 1 императора - Хуанди. Написание старо китайскими иероглифами означает (желтый царь или желтый предок) . Хуанди принадлежит 1 трактат который сохранился до наших времен. Он содержит 1 ритуальные рекомендации по сохранению здоровью. История китайской медицины начинается именно с этого труда.
Общая концепция развития была связана со сменой царствующих династий.
Династия Джоу. Стартовая точка развития китайской истории Китайской цивилизации.
2000 лет до нашей эры. В эту эпоху В Китае существовала религия несколько отличная от религий других цивилизаций. Дело в том, что в Китае чтили богов связанных со сельским хозяйством. Аграрные боги и было главенствующее божество. Был специальный бог который заведовал урожаями проса. Это был основной продукт китайского земледелия.
Китайские властители рассматривались как уполномоченные богов по выполнению их функций. Эта концепция сформировавшаяся в эпоху Джоу оказалась наиболее опасной для существования династий. Если бы они утверждали схему похожую на ту которая формировалась в цивилизации Асирии и Вавилона, где наследственная власть существовала. Китайские династии были более уязвимы. Как только династия ослабевала, так сразу срабатывал очень простая система. Противники, существующей династии объявляли о появление нового бога, который уполномочивает новых людей. Для выполнения их желаний. Это продолжалось пока в Китае не распространился Буддизм, уже несколько иные механизмы стали влиять на передачу власти.
Династия Джоу была сменена династией Шань ( второй период). Бог династии Джоу, называемый Шенди, был сменен богом по имени Тьен. Он скоро распространился на территорию Вьетнама и Корее он до сих пор там существует.
Династия Джоу она замечательна чем, что в этот период происходило формирование нового гос-ва. Системы. Первоначально гос-во было едино. Но в период смены династий произошло деление Китая на 11 государств которые в результате воин превратились в конгломераты 7 государств. - это прообразы сегодняшних наиболее весомых Китайских провинций.
И борьба между феодалами, которые возглавляли эти провинции. Там всегда шал борьба за главенство.
Объединение Китая произошло в результате тоже в результате восстания. Опять появился 1 из племенных вождей, который в результате воин разгромил войска своих соперников и в конце концов завоевал власть. Это князь принял имя - ШинХуанди.
Он претендовла на должность основателя Китайского государства.
Действовал он довольно радикально. Он приказал уничтожить все книги в Китае. Все исторические источники. И предлагал начать отсчет истории со своей персоны.
Это один из прообразов тиранов.
Но именно объединил весь Китай, создал новую систему управления, поддержал ... строительство, обеспечил защиту государства. Это выразилось в постройке великой Китайской стены. Но действовал он достаточно Радикально. Чтобы не создавать себе врагов среди вассальных князей. Он предписал им всем жить в столице. И они не могли плести интриги на периферии. Владея землями. Которые они даже и не видели. Он создал радикальную административную систему. Систему наместников. Он мог сметить их в любой момент.
После его смерти быстро прекратилась династия. И Государство распалось .
В 1974 году была найдена его могила. Она вызвал просто шок. Это был гигантский склеп , но помимо этого она была окружен коло тысячью керамических фигурок войнов , целой армии . Склеп занимает территорию схожую с хорошим стадионом. Скорее всего 7000 войнов, которые были запечатлены в керамик. Являлись конкретными людьми.
В процессе развития, гос-ва сложилась достаточно жесткая система государственного контроля, система управления она позволила радикально решить для Китая. Это проблема стояла разноязычие огромных территорий. До сих пор в разных провинциях языки разные. Эта проблема была решена очень интересными путем, была создано иероглифическое письмо, оно распространялось по всей территории не зависимо от языка . Языки были близки по своему строю, но лексика отличалась. Это создание позволило объединить цивилизацию.
В Китае быстрое распространение получало знание. Знание фиксированное в системе иероглифических знаков.
Каждая эпоху отличалось тем, что с новой эпохой кол-во знаков расширялось.
В этот период начало формирование сословие ученых, знающих наибольшее число иероглифов.
1 период закончился завоеванием Китая монголами.
Цей Ши Хуанди строя Китайскую стену, нам трудно сказать кто были враги, явно он опасался кочевников, не просто так он начал это гигантское строительство.
Цей Ши Хуанди после постройки стены содержал огромное войско для охраны совей территории.
В китайской цивилизации была 1 особенность которая отличала от других. Эта Китайская цивилизации существовала благодаря 3 факторам. Природного происхождения.
- 1) Плодовитости почв на территории серединного Китая
- 2) Очень ранней работы по выведения достаточно урожайных сортов сельскохозяйственных культур которая началась очень рано.
- 3) Трудолюбию Крестьян
В Китае небыль недостатка питания
Имелся большой избыток. Именно он позволил содержать Китаю очень большие войска.
Армия всегда была очень многочисленна.
Как же произошло завоевание Китая.?
Это произошло не внезапно
Процесс шел десятилетиями, Эти весьма не цивилизованные племена скотоводом, просто на просто вели свое хозяйство на землях. Они пасли стада до истощения пазбищ. Козы очень мощно уничтожают их. Но тут были стада Верблюдов они так же все скушивали быстренько и земля гибла. И племена шли ан следующие. И племенам была плевать, где пасти свой скот. Только стена им мешала быстренько перемахнуть на территорию Китая. Они не брали стену штурмом. А двигались по стене на запад и обогнули ее. И пошли по плодородным землям. И кончилось это тем, что один из монголов ( предок Чингисхана) Хан Кубилай он объявил себя императором.
...
Эпоха династии Тан или Тянь.
В этот период в Китае была введена система экзамена . 3 ступенчаты экзаменационный путь формирования администрации, он оказал очень большое влияние на социологический статус ученого чиновника. - это поставила чиновника выше воинов.
Эта система экзамена была направлена на отбор лучших из лучших, из которых рекуртировали людей управляющих государством.
Не каких ограничений сословных или имущественных в этих экзаменах не существовало. Это очень важная вещь. Каждый экзамен выдерживало около 7-10%.
На высшую ступень попадали единицы. Но они дипломировались, получали свидетельства. Эти единицы составляли основу управленческого аппарата Китая
Эта система экзаменов формирование сословия управленцев имела название Шенши - документ что человек получает эту степень открывал дорогу к высшим государственным должностям. Этот отбор просуществовал до колониальных времени. Когда в Китай проникли европейцы колонизаторы в плоть до 19 века.
Людей учили именно знаниям и моральным принципам, но не методикам логики управления буквы закона.
Эпоха Тан - 618 -907 год нашей эры
Переходим к система знаний.
Источники знаний.
В Китае, свод источников очень специфичен. В Китае было колоссальное разнообразия носителей информации . Самые первые это два типа памятников письменности. Это были камни, был еще 1 носитель очень специфичный - он очень прочен -и очень такого рода находится в расшифровке -это на черепаховых панцирях. На пластинах панциря черепахи. Китайские панцири очень крепкие и большие.
Кол-во панцирей дошло до нас очень много. Это применялось до 12-15 веков нашей эры. Китайцы использовали также совершенно неизвестны носители . Шелк. На них писали различные тексты. Это было еще до изобретения Бумаги.
Бумагу кстати тоже изобрели Китайцы, имя человека изобретшего бумагу - Цайдун в 102 году до нашей эры.
Китайцы также изобрели чернила. Чернильных составов изобрели и разработали они достаточно много. Чернила часто изготовлялись из тех же растений, что и из лекарства
Самый древний текст медицинского содержания - был "Хуанди Син". - текст принадлежащий первому правителю - Желтому предку. И расшифровывается как книга или канон желтого царя
Это медицинский текст. В этом тексте большой акцент уделяется проблеме сохранения здоровья, не только физически но и психически. Трактат составлен очень интересно. Как диалог врачевателя и него пациента. Трактат достаточно большой где-то 18 книг. Не томов, а 18 довольно объемистых диалогов.
Когда был создан этот трактат, вопрос очень спорен. О сих пор спорят когда и кто.
Около 10 века до нашей эры был создан еще 1 трактат -он, кстати, переведен на русский язык. Это "Книга перемен". Очень занятный трактат, который нужно хотя бы подержать в руках чтобы понять особенность китайской литературы. Это некое учение каким образом состоит мир. Он содержит довольно большое количество символических обозначений. Упомянутых в этом произведение. Впервые появились некие обозначения, которые потом приняли некий над национальный характер. Это якобы квадратики.
Самое главное что в книге было введено 2 основных понятия : это представление о Инь и Янь. О мужском и женском, о положительном и отрицательном начале.
Это те те же самые бинарные оппозиции.
Самый почитаемый и читаемый текст в Китае - это текст Лау Дзи написанный в 6-4 веке до нашей эры. Текст этот называется "Дзин".
Считается, что есть 2 древнейших философов всех времен и народов это Лау Джи и Арестотель.
Это переводится как по пути И чести. Основная идея заложенная в этой книге. 6 веков до нашей эры. Стал утверждать идею очень важную, до которой европейская философия подошла только через 1000 лет.
Лау Джи утверждал что человек это часть природы , но часть природы отдалившаяся и оторвавшаяся.
Вся медицина была направлена на возвращение человека к природе, к состоянию нормы.
Существует понятие норма.
....
В этих условиях самым важным элементом было призвание того, что он может жить и существовать вечно. Главная задача китайской химии и алхимии было не создание золота, их это не очень занимало, может еще из за того что бумажные деньги тоже изобрели Китайцы, главная задача была создание тинкутур, лекарств дарующих бессмертие. У них возникла идея некого философского камня который позволяет получить лекарство излечивающее от всех болезней. И в идеале дающее человека бессмертие. В связи этого появилось много легенд о мудрецах и философах которые получили этот секрет.
28.06.2015