Биологические знания в средние века
Впервые в сферу биологии проник эксперимент при чем проник он благодаря врачам. Дело в том что врачи первые стали пытаться объяснить что за процесс происходит в организме при этом они пытались дать ответ универсальный, который в след за ними ставила вся экспериментальная биология. Они пытались объяснить природу жизни. Что такое жизнь? В чем суть и какова природа жизненных процессов. Вот это явление они объясняли в русле тех традиций, которые сложились еще во времена Гераклита, Это аналогия между горением и дыхание. Огонь и дыхание еще Гречесике философы сводили в едино. И говорили, живое тело является теплым , потому , что внутри вечно тлеет медленный огонь. Он тело оживляет и придает телу теплоту. Другого способа объяснить теплоту в теле, они еще не могли. Вот эта аналогия между горением и дыханием считалась довольно важной, с помощью которого пытались объяснить все жизненные процессы. Однако надо сказать 1 эксперимент в истории медицины был поставлен вне этой аналогии. Чисто медицинский эксперимент, который касался просто на просто выяснения природы, даже скорее не природы. А неких механизмов общих обменных реакций. Что это за эксперимент. Кстати значение и данные полученные во время эксперимента до сих пор не утратили значение, хотя это было в 17 веке. Эксперимент поставлен корректно. Другое дело, этот эксперимент был поставлен Итальянским ученым Санатория - Санторио. Он работал в Венеции, северной Италии и он задумался над вопросом. Да говорят вечный огонь горит, тепло возникает. Но вот, что сгорает. Может пища. Она горит и дает Тепло. Он решил это проверить. Он построил гигантские весы. На эти весы он поместил кресло. Садился туда и совершал замеры, своего тела. Все что, он ел и что выделил. И следил за тем, что происходит. Он все учитывал кроме того конечно что он еще кое что и вдыхал. Он еще не знал, что из себя представляет воздух. О нем еще пока не чего не знали.
В скоре начали выяснять, что воздух необходим для горения. Это тоже еще не очень хорошо представляли.
Эксперимент Сантори был проведен в самом начале 17 века. 610- 617 год. Это первый эксперимент в медицине. Но одновременно с процессами проходящими в организме начали интересоваться не просто врачи, а врачи которые были в большей степени химиками. Или даже люди которые медицинского образования не имели, а интересовались химией. Появились такие до той поры были единицы. Так как практически все, кто интересовались химией и биологией, получали медицинское образование.
В начале 17 века появилась новая порода ученых - естествоиспытатели, как правило это были любители, интересовавшиеся наукой, и к ним в хорошем смысле слова применялся термин - дилетанты. Среди них самой крупной фигурой был Роберт Бойк. От которого очень много пошло в области химии, физики и медицины.
Но хочу вам напомнить. Какую идею принес Парацельс в науку? Что он придумал, чтобы объяснить, что приводит в действие живой организм? Археи - сила. Вот эта Идея о силах начала появляться и внедрятся во всех случаях, когда надо объяснить глубинную природу процессов. Иногда вот этот процесс какая сила приводит в действие химические реакции физические обменные процессы. Этот вопрос был рационален. Поиски ответа всегда находили такую силу. Она действительно существовали. Но часто эти понятия о силе уводили людей в сторону.
Как это происходило? Я вам называл имена людей, развивавшие концепции кинетизма и динамизма.
Ньютона- он интересовался алхимией. Он был врачом по образованию
Лейбниц был не только философом. Он был так же и врачом. Выдающийся математик. Он придумал Дифференциальные исчисления. Он подошел к вопросам кинетизма и динамизма как философ. Он стал в этих концепциях, силах притяжения отталкивания искать некую силу. Ему нравилось создать всеобъемлевающую концепцию. Он решил обуздать мироздание Он объяснил как вращаются планеты, почему вращаются, по каких кругам. Почему не улетают в космос. Лейбниц решил объяснил самую главную тайну - Жизнь
Он сказал- да есть кинетические силы., они такие же как и в физически явлениях, так же себя проявляют, но они там входят в состав в атом который входит состав живых тел. Но они отличаются от атомов из которых состоит не живой мир. Он эту идею выдвинул Она не на чем не основывалась. Это было умозрительное решение.
Он для того чтобы эту динамическую силу отличить от других сил ( не живых ) он назвал их - ..
Он предложил в основе жизненных явлений лежат некие силы связаны с ... . Что это была за концепция. Она уже давно существовала- анемизм, стремление объяснять жизненные процессы с помощью духов. Это было еще у шаманов и до исторических жрецов. Наличие духов в живом тело. Тоже самое было и у Лейбница. Его Манады были некие духи. Это было очень созвучно к идеям Археев. По этому концепцией Лейбница они воспринимались. Но экспериментально не каких доказательств не было. Вот эта идея анимизма, монады Лейбница привели к тому, что в биологии утвердилась концепция - жизненной силы.
Как химики и биологии доходили до какого то каких то вещей они говорили - ага тут проявляется жизненная сила, все ясно, все хорошо.
Жизненная сила поврежденная значит человек заболел. Нормально хорошо работает- все в порядке. Это был некий предел эксперимента. И все же все время пытались проникнуть в тайну жизненных сил. Концепция жизненных сил просуществовал до наших дней.
...
Эксперименты с помощью которых пытались выяснить принципиальные различия между огнем живым в организме и простым огнем ( на примере горящей свечи).
Кстати горящая свеча, очень занимал большое внимание ученых. Глядя на горящую свечу, на форму пламени, как там что происходило, из чего была свеча изготовлена, цвет пламени. Они делали очень много заключений. И верных и не верных.
Есть маленькая книжка для студентов Майкла фарадея котоаря называестя " Трактат О Свечи". Там все и описано. Так вот начли изучать этот процесс, экспериментально. Был до этого применен очень уникальный прибор который получил просто колоссальное распространение. Если бы его не изобрели, Лувуазье было не было. Это был очень простой , это колпак краешки которого опускали в жидкость( воду или ртуть). И под ним делали опыты. Создавали изолированную воздушную среду. Под него помешали свечи. И обнаруживали, что они гаснут. Израсходовалось что-то под ним. Помещали мышек, и воробышков. Если его посадить под колпак. Он с начало прыгал, а потом становился вялым, а потом умирал. Значит он тоже что-то расходует. Стали помещать воробья и свечу. И выяснили, что все происходит в 2 раза быстрее. Сделали вывод, что они чем-то оба поддерживаются
Колпак придумал врач по образованию. Фармацевт по практике работы. Изобретатель.
Карнелий Гребпте. Ученый, который работал в Англии , по происхождению Голандец. Он будучи химиком, Алхимиком он занимался изобретениями очень интересных вещей. Он изобрел подводную лодку. Он построил 1 подводную лодку. И плавал на ней по сене. При чем он строил ее для военных целей. Строя ее он заинтересовался, а чем она должна быть наполнена. Очень быстро почувствовал, что посидеть в бочке вещь не здоровая. Есть такая легенда, что он изобрел смесь, которая очищает воздух. Потому, что считали, что человек не расходует, что-то из воздуха просто - на просто ее портит. Считалось, что выделяется яд, отрава и воздух портится. Вот если эту пакость улавливать то воздух очистится.
Создавая свою подводную лодку. Карнелий изобрел свой колпак и очень много с ним экспериментировал. За счет чего получил большую известность. Он первый использовал колпаки погруженные воду. Но первый он придумал, что достовернее погружать в ртуть.
Ртуть лучше чем вода так как считалось что вода еще испаряется. . Они еще тогда не знали что Ртуть тоже испаряется. Не так быстро но все же испаряется.
Этот колпак начал широко использоваться учеными и врачами. Целой группой ученых и врачей, возглавляемыми англичанином Роберт Боиль. Он по происхождению Ирландией восьмой граф Кох. Кох это город на юго-восточном побережье. Из старших братьев Боиля все перемерли и до него все же дошло наследство. Боиль один из гениальных ученых 17 века Некоторые считают что научная химия началась не с Лувуазье а с Боиля. Потому что Боиль не только начал использовать эксперименты в химии и первый начал давать ответы на вопросы что такое горение, и достаточно правильные. Он понял, что воздух это что-то очень сложное, и туда входят различные вещества. Он первый начал расширять понятие элемент (химический). Он еще не знал, что представляет себя элемент, но уже задумывался. Боиль был фигурой интересной.
Начиная с этого периода Сантория начинается быстрый прогресс научных приборов химии. Они начли размножаться. Начали создавать новые образцы они начали совершенствоваться.
Музей в Мюнхене. Это самый огромный музей. Целый остров. Огромные здание. На столько огромные, что в одном из павильоном под потолком висит Боинг. И там детишки развлекаются, лазают.
Боиль сделал еще один принципиальный шаг. Он изобрел и построил воздушный насос, чтобы вытащить из под колпака воздух и посмотреть что происходит в пустоте.
Кстати вопрос о пустоте был не праздный. Потому что во времена еще Аритотеля было Архимодом отрыто одно явление. А в античном мире было хорошо развито строительство каналов и аросительны сооружений. Был изобретен Архимедов винт, с помощью которого можно было перекачивать воду. Были изобретены в то время водяные насосы. Они были маленькие но их начали увеличивать их. Кончилось это тем, что было обнаружено, что если построить большой винт. И поднимать затвор то водяной спор на какой-то высоте от этого поршня оторвется. Уровень был зафиксирован. Сейчас известно почему это происходит -это се законы физики. Но в то время это поразило одну философскую проблему. Почему считали что поршетнь тянет воду, а потом отрывается. А что там остается. Древние философы сказали там пустота- Вакуум. Начали все это изучать. Потом очень быстро доказали что там не пустота а водяные пары. Это было понятно потом в 16 веке Физик Торичелли Который усовершенствовал термометр, и изобрел Барометр. От получил пустоту. ( вспомните как выглядел первый Барометр ( чашка со ртутью). Но тут когда ртуть оторвалась Торичелли сказал вот когда вода оторвалась тогда были водяные пары. А вот у меня настоящий вакуум. Вот эти вещи заставляли химиков обратить внимание, а может ли жить организм в пустоте. Тут и поняли что в пустоте. Не свечки не горят не воробьи не живут. После этого и начлаи заниматся проблемой состава воздуха. Сделал он очень много. В этом смысле, Они в этом обществе которое они основали. Это общество очень скоро, куда входили Биоль, Гук, Чаральз Бауер ( первый эксперимент по переливанию крови) его взял под свое покровительство король. И это общество начало называться Лондонским королевским обществом- первая академия. Они решили сформулировать программу исследований:
Является ли огонь универсальным анализатором всех тел.
1 Что такое универсальным анализатором всех тел - Анализ (разложение). Является огонь механизмом для разложения всех тел .
- 2 Являются продукты кальцинации Прокаливания и сжигания.
3) Может ли число веществ которое принимается в качестве элементов. (Субстанциальные формы (Понятия Парацельса, которые в вел в замен элементов стихий, элементы качества свои. Субстанциальыне формы)) или начать быть ограничены 3- 4 величинами. Он понял, что элементов может быть много. Он не знал что их там больше сотни, но что их 4 -5 он уже сомневался. Он считал что Парацель правильно назвал свои элементы субстанциальными, но их значительно больше, действительно существуют элементы соль сера и ртуть. Или их можно как ни будь разложить. Насчет соли он сразу доказал что разложить можно. Существуют ли реальные элементы и их начала. Надо сказать таких пунктов было 24 . Но у него были конкретно определенные пункту связанные с медициной. Можно кровь одного животного пережить другому. Они делали это на себе. Удивительно не кто не умер. Повезло.
Они считали переливание крови это хорошим лекарством. Они занимались довольно многими вопросами практической медицины, фармацевтики.
В 17 веке медицина и химия колоссально изменилась. За десятилетия медико-биологическая сфера стала предметом экспериментальных исследований. Но что самое интересно эти эксперименты они у химиков и врачей отбили вкус к теорезировать. На 200 лет после этого Химия и медицина стали сугубо практическими науками. Все гепотизы развивающие концепцию Парацельса. Нельзя с помощью экспериментов точно доказать какие -то ответы получали, но ограниченные. И они говорили ну нет у нас данных. Для того чтобы разввиать теорию. Теоретки среди химии не пользовались популярностью. Были кончено, но очень мало Но они скорее были- академиками профессорами. Но о двух концепциях надо сказать. Т.е об одной концепции которую развивали два человека. И развивали разные. Не совсем современники. Это 2 немецких химика.
Иоган Беххер
Эрнст Штальп.
Что они придумали ан основании экспериментов ( со свечами ) на основание изучения процессов происходящими при горение. Они сделали одно заключение. Что при горение существует еще один неизвестный элемент - элемент огня. Они вспомнили концепцию огня. Античных ученых. Но эта стихия огнь они придали характер элемента. Есть элемент огня онподдерживает горение. Они считали, что при горение выделяется элемент огня. Его назвали Флогистон. И вот они с помощью концеции они объяснили убедительно. Угадывая направления поиска объясняли процессы горения. Он и этот флогистон использовали как некую универсальную теорию. Впервые химия была объединена в единую теоретическую концепцию.
Но у них не было в запасе количественных экспериментов
Боиль только начал их проводить, но в очень малом объеме. Объемы газов он еще не изучал.
Ломносов обратил внимание на те эксперименты в которых Боиль начал использовать весы. И взвешивая воздухом обратил внимание что под колпаком не чего не меняется.
...
Концепция флогистона сильно повредила умы фармацевтов. Этот флогистон был очень удобен. Они начали все эти обменные процессы, горячки повышения температуры. Они начали объяснения флогистоновыми процессами. И действие лекарств тоже флогистонами.
Теория флогистона вызвала реакцию химиков и врачей. Реакцию отторжения. И химия и медицина превратились в практические сферы. Химия стала развиваться в экспериментах. Врачи начали совершенствовать методы наблюдения диагностики. Начали внимательно смотреть как лекарства действуют на больных
Единственная теория. ...
...
Грубо сказать учителем Бунгаве.
Его очень уважали в России, он оказал очень сильное воздействие на русскую медицину. Петр 1 ездил к нему на прием, чтобы с ним поговорить.
В Сандане в связи с посещениями Петра 1 стоит очень красивый памятник. Не очень большой. Но очень красивый.
{mospagebreak}
Медицина стала практической но врачи пользовались идеями Парацельса. Общими концепциями.
Я говорил про жизненную силу, которая непонятно так горят жизненная сила.
Появилась еще одна сила. Ее изобретатель был английский Чарльз Гулер. Который придумал рассказать, что в организме человека имеет большое значение нервная сила. Вот эта сила корень тех не правильно понимаемых Павловских идей. Когда говорили все от нервов. Правильно? Вот это было в то время Он воспользовался чисто внешней концепции. Он сказал да есть нервная сила. Да она действует, и привел очень много примеров. Примеров как обожженный палец оттергиваестя. Как по мышцам пробегает ток. Вот это та по нам ходит, нервная сила.
Но вот нервная сила Гулира была скорее всего механическим приводом, просто на просто эту конструкцию из костей и мышц приводили чем-то.
Нервная сила Гулера просуществовал очень долго. До буквально конца 19 века.
В начале 18 века она чуть не умерла. Но была оживлена экспериментами Луиджи Гольване открывшего под действием электрического тока ножки лягушки сокращаются.
В начале 19 века Известный как физик врач Профессор Университета в Бовиле Александра Вольта ( Александра Вольта) Он изобрел Вольтов столб- первую электрическую батарейку. Надо сказать, что врачи даже изображение вольтовова столба (представляющий собой кружочки меди и цинка переложенные картонками или войлочными прокладочками смоченными в соли). Они эти простую конструкции рассматривали как некие модели устройства нерва. Вот он изобрел столб тоже самое и у человека внутри.
Вот эти вещи существовали. Но дело в том, что этот период практической химии практической медицины пришел к тому. К Не обыкновенному рассвету Аптек и аптечной деятельности. Надосказать, что Аптеки были единственные в Европе готовые организации, при которых существовали лаборатории. Эти лаборатории были химики. В арсенале Аптек был тот инструмент который химию видоизменил Весы.
Что самое важное аптеки начли богатеть Практические знание о лекарствах. и лекарствах которые представляют из себя чистые препараты после Парацельса это началось. Вес эти лекарства мази Серные ртутные . очень эффективно использовались. Раствор серного эфира- капли Гофмана. Для того чтобы улучшить сердечную деятельность. И аптекари из за того, что перестали быть мистическими организациями, А центрами где реально можно получить медицинскую помощь. Это привело к тому, что аптеки стали боготеть. Это хорошо видно в Европе очень много фармацевтических музей. Они находятся в зданиях старинных аптек. И даже работающих. Там конечно могут быть роскошные здания. Но сохраняются и аптеки 18-19 века. Это очень важно. Дело в том, что эти аптекарские лаборатории превратились в центры развития науки но одновременно там были развиты и возникли центры ремесленного производства лекарств. Эти ремесленные центры производства лекарств получило в 16-17-18-19 веках очень большое развитие. К стати в это время все аптекари были объединены в аптекарские цехи .Это была цеховая организация. Они были отделены от врачей еще раньше статута Фридриха второго. Вот эти аптекари стали реальной силой. В это время все эти аптеки создавались по принципу Монополии. В одном крупном городе 1 аптека По этому эти аптеки из за монополизма были очень богатые Вес эти аптеки носили как правило носили индивидуальные названия. Как и знаменитые рестранаы.
Были аптеки :
- у льва
- у русалки
- у орал
- у бородатого гнома
- У единорога
До сих пор они сохраняются.
В городе Халле в центре города, на площади есть огромный современный дом в который в первый этаж встроена старая знаменитая немецкая аптека- "аптека льва". И там золотой лев висит. И аптека до сих пор действует.
Все это содействовало тому, что практические знания о лекарствах начали расширяться. В этот момент произошло важное событие в 16-17 веках получили распространения такие книги как фарм. справочник и фармакопея.
Слово Фармакопея появилось в 17 веке. Известно даже ко написал - Иоган Плактомус. Немецко-польский ученый. Из Кенезберга но работал в Польше. До этого Фармакопее назывались по-другому.
Первая фармакопея называлась "Реципторий". "Речитарио" по-итальянски.
Они были уже универсальны. Хотя были и национальные фармакопеи.
По 17 веку Россия уже полностью вписалась во все исторические процессы развития науки и даже в практической части.
В России национальная фармакопея появилась На латинском языке.
Она была 6 фармакопея в мире.
До нее появились государственные фармакопеи в :
- Португалии
- Бреденбурге
- Гуртенберге
- В Дании
Но в России гос. Фармакопея появилась раньше чем в :
- Франции
- Германии (Пруссия)
- Англии
Фармакопея на национальном языке ( на русском) у нас появилась первая в мире в 1802 году.
Следующая фармакопея появилась в 1837 году во Франции.
Мы в этом смысле не только не уступали, но даже опережали на 35 лет.
Наличие фармакопей ( Ф -коп) привели к тому, что химия и фармация приобрели точный рецептурный характер. Это необычайно важно, потому, что с этого мы можем говорит в строгом смысле этого слова о возникновение универсальной международный физической и химической терминологии. До этого был какой-то разброс, где-то на латинском, где-то на своем языке, где-то на греческом. Начиная с 17-18 века, начинает устанавливаться единая научная терминология. Это было важно очень . Почему? Потому, что одновременно с установлением терминологии была создана не только база для дальнейшего научного развития областей. Это стало международным делом. Химики стали понимать о ч ем идет речь в эксперименте, его заморского гостя.
Появления Ф-копей привело к тому, что химия стало действовать согласно четким профилям. Она начала превращаться в строго описанную науку. Развитие фармацевтической терминологии привело к тому, что началась классификация веществ по их природе. Химики еще плохо представляли, что такое сложные вещества, даже были споры, что такое соль. Начали создавать серьезные большие каталоги химических веществ. Именно с фармацевтическими целями.
Эти химические лаборатории привели к тому, что начали совершенствоваться химические эксперименты Дело в том, что в 16-17 веке впервые понятие лаборатории, как место для проведения хим. экспериментов, было выделено. Появился он очень интересно. Была написана книга известным немецким аптекарем врачом. Андреем Либавием Он написал 2 книги. Но мы знаем об этом плохо Думая что эта одна книга издана два раза. Нет, они разные. Одна в конце века написана друга в начале. Обе книги назвались "Алхимя". Эти книги были последние книги, которые носили серьезное это название. Это был свод практической химии. Либавий впервые сделал два очень интересных термина . Он впервые попытался представить место химии среди других естественных наук. И нарисовал очень интересную схему.
...
Внешний вид как должен, выгладить образцовый исследовательской лаборатории. Вот эта конструкция Либавия первый план химической лаборатории, в которой видно сразу что ее план навеяно аптекарской лабораторией.
...
В это время многие умы занимала проверка теории флогистона.
...
Дело в том, что эти исследования носят характер экспериментов входящие в состав новой химии. Там начали разбираться. Открыли много элементов. Разобрались из чего состоит воздух. Обнаружили кислород, азот, водород. Причем все эти газы по очереди принимали за флогистон.
Надо сказать то, что в этот момент практическая медицина не смотря на буйное развитии фармации начало критически относится к фармацевтическим способам лечения. Это было связано с тем. Произошло разделение рынка врачебных услуг. Врачи почувствовали. Ч о аптекари начали отбивать хлеб у врачей. И врачи начали доказывать, что можно обойтись без лекарств. И напирали на диагностику. В чем практическая медицина очень преуспела. Клиническая медицина начала возникать. Во вторых они начали говорить что есть способы которые могут локализовать силы природы. И таким способом вылечить человека.
Были развиты идеи, что можно лечить человека кровопусканием. Это получило большое распространение. И ходило много всяких анекдотов.
И поэтому, это разделение фармацевтическое и медицинское имело место. Во всех странах Кроме Германии.
Вот особенно во Франции. Медицинский факультет Сарбоне они очень внимательно следили за неприкосновенностью врачебных привилегий. Не пускали фармацевтов.
Вот это развитие привело к тому, что по всей Европе были разделены профессия врача и фармацевта. Кроме Германии
Множество княжеств очень искусно смогли ассимилировать фармации в состав медицинской науки . Каким образом.? В это времена начла очень массивно развиваться химия. Практическая химия. И этой химии нужно было учить. А учить стали фармацевты. Которые стали приобретать статус немецких профессоров университетов.
...
Это содействовало тому, что у нас химия преодолела многие сложности своего развития связанные с дискуссией. Химия - алхимия. Химия - и атрохимия. Теория флогистона кислородная теория. У нас стало очень сразу развиваться это привело к тому, что у нас за 150 лет Химия не то что догнала европейские страны во многом превосходила. У нас появились такие фигуры как Менделеев, Бутлеров. Это самые крупные фигуры. От которых, зависело развитие органической и неорганической химии.
К концу 17 века в Европе развилась форма правления абсолютизм. И начали развиваться идеи просвещения на этих основах появились новые ростки развития науки, которые привели к т интересным результатам.
Нам уже говорили о экономике государств. В Европе появились банки и начали давать займы.
И Франции с Испанией дали кредит. Но какой это имело побочный эффект.
Во Франции королем была основана академия наук чуть позже лондонского королевского общества. Эта академия называлась королевская французская академия. наук. Сейчас академии наук нет, есть общество академий.
Так вот эту академию создали для того, чтобы реализовать первую в мире проект программу специальных научных исследований реализовать. Эта программа называлась " Проже". И она работала по нему сто с лишним лет. И работали над ней фармацевты это академии. Это было ядро академии наук. Что делали. Франция попыталась реализовать свои колониальные возможности. Король предписал исследовать на предмет исследования всю флору колоний Франции. Академия изучала выделяла новые вещества из растений. Они открыли массу веществ. Они сделали за сто лет 1 открытие. На первый взгляд кажется, что это ерундовое открытие. Но на самом деле это открытие перевернуло стратегию исследования химических веществ. До 17 века считалось что в растении присутствует одно какое то лечебное начло. Но оказывается, что в 1 и том же растении можно найти два лечебных начала. Это была сенсация. Сразу же возникла идея если два есть , так может быть и три.
Возникла концепция изучения природных объектов получившее название- редукционизм.
Что это означает. Все объекты стали пытаться развинтить до винтиков максимально. С начало состав химический. Когда узнали, что есть молекулы. Стали интересоваться, из каких молекул состоит живой организм. И постепенно пришли к молекулярной биологии. Этот редукционный путь исследования биологических объектов. Была концепция целостности.
28.06.2015