Новости

Эпоха Возрождения

 

Возрождение, Ренессанс - переходная эпоха от средневеко­вой культуры к культуре нового времени (XV-XVI вв.). Этот термин был употреблен Джордже Вазари в "Жизнеописаниях"' художников (1550 г.).

Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так и вне её. Эти процессы приве­ли  к перемещениям политических центров в мире. Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г. Тогда про­изошло два события. Во-первых, закончилась Столетняя война, героиней которой была Жанна д'Арк, в результате чего обрели свои экономические и культурные очертания французское и анг­лийское национальные государства. Во-вторых, резкое усиление интереса к античному наследию, в том числе научному, про­изошло в результате падения Восточной Римской империи в 1453 г., когда турки-османы взяли Константинополь. После этого в Италию хлынул поток ученых-христиан, носителей эллинистиче­ского знания и потенциальных переводчиков греческих и араб­ских текстов на латынь и новые европейские языки.

В результате произошли значительные исторические пере­мены: задачей европейских государств стала совместная защита христианской Европейской цивилизации; произошла перестройка всей экономики Европы из-за сокращения торговли с Востоком -это усилило уже начавшийся процесс поиска новых торговых пу­тей и было причиной географических открытий. Главенство в Православной церкви от Византии перешло к Москве, ставшей «Третьим Римом» и центром Восточно-европейской православ­ной цивилизации.

Отличительными чертами культуры Возрождения были ан­тифеодальный характер, гуманистическое мировоззрение, обра­щение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения была, однако, результатом сложных исторических процессов. Прежде всего это был итог длительного развития средневековой городской культуры, в которой были за­ложены многие тенденции, получившие условия для развития только в ХIV в. и прежде всего в Италии. Поэтому часто в исто­рии Европы выделяют особый период, который называют Предвозрождением, Проторенессансом.

В этот период из монастырей и замков королей и феодалов центры политической, хозяйственной и культурной жизни пере­мещаются в города. Этот процесс сопровождала новая организа­ция производства. Ремесленничество становилось все более спе­циализированным и профессиональным. Это привело к цеховой организации ремесленников, а также к появлению традиции уче­ничества - передачи важнейших профессиональных достижений и секретов ученикам, и сохранение таким образом профессио­нального.

Усиление городов было связано также с развитием торговли. Возникали ярмарки, как центры обмена, крупные торговые сою­зы, где торговые города играли решающую роль. Важнейшим та­ким союзом стала Ганза, Ганзейский союз балтийских городов.

Торговля и ремесленничество содействовали формирова­нию и укреплению новых общественных отношений, где главным становилась реализация способностей и возможностей, а не на­следственных прав. Стала раздаваться критика в адрес церкви и ее контроля над деятельностью человека. Однако, не надо счи­тать, что Возрождение - это постоянное противопоставление феодальной системы и церкви, с одной стороны, и новых тенден­ций, с другой. Власть и церковь многое воспринимали от Возро­ждения, они были главными заказчиками и покровителями уче­ных, писателей, художников и философов.

Носителем новой идеологии была городская интеллигенция, в ряды которой включились не только писатели, философы и т.п., но и представители торговых сословий, мастера-ремесленники, ученые и врачи. Родоначальником гуманизма считают писателя Франческо Петрарку (1304-1374 гг.), который противопоставил Studia humaniorum - "изучение человеческого" и Studia divina -"изучение божественного". Это означало противопоставление в познании мира рационализма и опыта - божественному "откровению".

Результатом было признание права свободного исследова­ния. Возникли светская наука, литература и искусство. Центром гуманизма, как системы воззрений, признающей ценность чело­века как личности, стала Италия. Во Флоренции Пико де ла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487 г.) развил основ­ную идею гуманизма: человек сам творит свою судьбу, он спосо­бен к безграничному совершенствованию своей природы. Гуманизм опирался на новое видение мира, расширившееся в резуль­тате ряда факторов.

Прежде всего наступила эра Великих Географических от­крытий. В самом начале XIV в. получил распространение запи­санный рассказ о путешествии на Восток венецианского купца Марко Поло. Но подлинная эра географических открытий нача­лась, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет - Американ­ский континент (1492-1496 гг.), Васко да Гама нашел морской путь в Индию, обогнув Африку (1497-1499 гг.) и, наконец, Фер­нандо Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, до­казав шарообразность Земли (1519-1522 гг.). В конце XV в. Ис­пания и Португалия, две великие морские державы поделили Но­вый свет, проведя границу раздела в Атлантике: Бразилия оказалась в зоне португальских интересов, Центральная и Северная Америка - испанских. В начале XVI в. португальцы, обеспокоенные активностью Испании, поставили под контроль торговые пу­ти в Индийском океане, взяв в руки торговлю пряностями - Ве­ликий путь пряностей, от Моллуккских островов, через Гоа в Ин­дии и Красное море стал важным путем доставки в Европу лекар­ственного сырья. Эти события прямо повлияли на развитие фар­мацевтических знаний и аптечной торговли.

Идеи гуманизма нашли отражение и развитие в политиче­ских взглядах общества. Возник утопический социализм - проти­вопоставление разумной системы управления системам догмати­ческим. Уже в XIV в. один из деятелей Проторенессанса, Марсилий Падуанский написал трактат «Защитник мира» (1324 г.), в котором не только выступил против притязаний папства на свет­скую власть. Он выдвинул идею общественного договора и при­знал за народом право на избрание государя. Формирование на­циональных государств привело к появлению оригинальных по­литических мыслителей (Н.Маккиавелли, У. Фон Гуттен, Т.Мор).

Критика безучастного и консервативного отношения к соб­ственной 'судьбе и судьбам мира появилась в литературе. Начало литературы Возрождения исчисляют с «Божественной комедии» создателя итальянского литературного языка Данте Алигьери (его семье принадлежала аптека во Флоренции). Написанная в 1307-1321 гг., она была напечатана в 1472 г. В историю культуры вошли книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости" и Себа­стьяна Брандта "Корабль дураков". Уничтожающей сатирой на Средневековье и своеобразной энциклопедией Возрождения стал роман профессора медицины Университета в Монпелье Франсуа Рабле «Гарганттоа и Пантагрюэль» (1532-1564 гг.). Реалистически завершил эпоху Возрождения роман Мигеля Серваотеса «Дон Кихот» (1605-1615 гг.). Критика средневекового миросозерцания и утверждение принципов буржуазного индивидуализма идейно подготовило Реформацию - общественно-политическое движе­ние XVI в., принявшее формы борьбы против католического уче-Ш1Я и церкви.

Распространению новых знаний и развитию литературы со­действовало изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1450 г.

Особую роль сыграл расцвет изобразительных искусств - живописи и ваяния. В этот период творили такие гении как Ми­кельанджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Гольбейны, Лукас Кра­нах Старший. Одной из величайших фигур - предтечей искусства Нового времени, был нидерландский живописец Иероним Босх (1460-1516 гг.). Ф.Брунеллески не только создал теорию перспек­тивы, но и стал основоположником архитектуры Возрождения, построив купол собора во Флоренции и множество других зда­ний.

В этот период границы континента Европы оказались зримо отодвинуты на восток: в 1547 г. Великий князь Московский Иван IV Грозный стал первым русским царем, в 1552 г. было ликвиди­ровано казанское ханство, а в 1557 г. с взятием Астрахани Волж­ский путь стал принадлежать Русскому государству, ставшему прямым связующим звеном между Западом и Востоком - Россия вошла в число важнейших государств мира.



28.06.2015
Яндекс.Метрика