Эпоха Возрождения
Возрождение, Ренессанс - переходная эпоха от средневековой культуры к культуре нового времени (XV-XVI вв.). Этот термин был употреблен Джордже Вазари в "Жизнеописаниях"' художников (1550 г.).
Возрождение было результатом исторических процессов, происходящих в самой Европе, так и вне её. Эти процессы привели к перемещениям политических центров в мире. Важной датой, связанной с началом эпохи Возрождения стал 1453 г. Тогда произошло два события. Во-первых, закончилась Столетняя война, героиней которой была Жанна д'Арк, в результате чего обрели свои экономические и культурные очертания французское и английское национальные государства. Во-вторых, резкое усиление интереса к античному наследию, в том числе научному, произошло в результате падения Восточной Римской империи в 1453 г., когда турки-османы взяли Константинополь. После этого в Италию хлынул поток ученых-христиан, носителей эллинистического знания и потенциальных переводчиков греческих и арабских текстов на латынь и новые европейские языки.
В результате произошли значительные исторические перемены: задачей европейских государств стала совместная защита христианской Европейской цивилизации; произошла перестройка всей экономики Европы из-за сокращения торговли с Востоком -это усилило уже начавшийся процесс поиска новых торговых путей и было причиной географических открытий. Главенство в Православной церкви от Византии перешло к Москве, ставшей «Третьим Римом» и центром Восточно-европейской православной цивилизации.
Отличительными чертами культуры Возрождения были антифеодальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию.
Культура Возрождения была, однако, результатом сложных исторических процессов. Прежде всего это был итог длительного развития средневековой городской культуры, в которой были заложены многие тенденции, получившие условия для развития только в ХIV в. и прежде всего в Италии. Поэтому часто в истории Европы выделяют особый период, который называют Предвозрождением, Проторенессансом.
В этот период из монастырей и замков королей и феодалов центры политической, хозяйственной и культурной жизни перемещаются в города. Этот процесс сопровождала новая организация производства. Ремесленничество становилось все более специализированным и профессиональным. Это привело к цеховой организации ремесленников, а также к появлению традиции ученичества - передачи важнейших профессиональных достижений и секретов ученикам, и сохранение таким образом профессионального.
Усиление городов было связано также с развитием торговли. Возникали ярмарки, как центры обмена, крупные торговые союзы, где торговые города играли решающую роль. Важнейшим таким союзом стала Ганза, Ганзейский союз балтийских городов.
Торговля и ремесленничество содействовали формированию и укреплению новых общественных отношений, где главным становилась реализация способностей и возможностей, а не наследственных прав. Стала раздаваться критика в адрес церкви и ее контроля над деятельностью человека. Однако, не надо считать, что Возрождение - это постоянное противопоставление феодальной системы и церкви, с одной стороны, и новых тенденций, с другой. Власть и церковь многое воспринимали от Возрождения, они были главными заказчиками и покровителями ученых, писателей, художников и философов.
Носителем новой идеологии была городская интеллигенция, в ряды которой включились не только писатели, философы и т.п., но и представители торговых сословий, мастера-ремесленники, ученые и врачи. Родоначальником гуманизма считают писателя Франческо Петрарку (1304-1374 гг.), который противопоставил Studia humaniorum - "изучение человеческого" и Studia divina -"изучение божественного". Это означало противопоставление в познании мира рационализма и опыта - божественному "откровению".
Результатом было признание права свободного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. Центром гуманизма, как системы воззрений, признающей ценность человека как личности, стала Италия. Во Флоренции Пико де ла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487 г.) развил основную идею гуманизма: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Гуманизм опирался на новое видение мира, расширившееся в результате ряда факторов.
Прежде всего наступила эра Великих Географических открытий. В самом начале XIV в. получил распространение записанный рассказ о путешествии на Восток венецианского купца Марко Поло. Но подлинная эра географических открытий началась, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет - Американский континент (1492-1496 гг.), Васко да Гама нашел морской путь в Индию, обогнув Африку (1497-1499 гг.) и, наконец, Фернандо Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, доказав шарообразность Земли (1519-1522 гг.). В конце XV в. Испания и Португалия, две великие морские державы поделили Новый свет, проведя границу раздела в Атлантике: Бразилия оказалась в зоне португальских интересов, Центральная и Северная Америка - испанских. В начале XVI в. португальцы, обеспокоенные активностью Испании, поставили под контроль торговые пути в Индийском океане, взяв в руки торговлю пряностями - Великий путь пряностей, от Моллуккских островов, через Гоа в Индии и Красное море стал важным путем доставки в Европу лекарственного сырья. Эти события прямо повлияли на развитие фармацевтических знаний и аптечной торговли.
Идеи гуманизма нашли отражение и развитие в политических взглядах общества. Возник утопический социализм - противопоставление разумной системы управления системам догматическим. Уже в XIV в. один из деятелей Проторенессанса, Марсилий Падуанский написал трактат «Защитник мира» (1324 г.), в котором не только выступил против притязаний папства на светскую власть. Он выдвинул идею общественного договора и признал за народом право на избрание государя. Формирование национальных государств привело к появлению оригинальных политических мыслителей (Н.Маккиавелли, У. Фон Гуттен, Т.Мор).
Критика безучастного и консервативного отношения к собственной 'судьбе и судьбам мира появилась в литературе. Начало литературы Возрождения исчисляют с «Божественной комедии» создателя итальянского литературного языка Данте Алигьери (его семье принадлежала аптека во Флоренции). Написанная в 1307-1321 гг., она была напечатана в 1472 г. В историю культуры вошли книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости" и Себастьяна Брандта "Корабль дураков". Уничтожающей сатирой на Средневековье и своеобразной энциклопедией Возрождения стал роман профессора медицины Университета в Монпелье Франсуа Рабле «Гарганттоа и Пантагрюэль» (1532-1564 гг.). Реалистически завершил эпоху Возрождения роман Мигеля Серваотеса «Дон Кихот» (1605-1615 гг.). Критика средневекового миросозерцания и утверждение принципов буржуазного индивидуализма идейно подготовило Реформацию - общественно-политическое движение XVI в., принявшее формы борьбы против католического уче-Ш1Я и церкви.
Распространению новых знаний и развитию литературы содействовало изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1450 г.
Особую роль сыграл расцвет изобразительных искусств - живописи и ваяния. В этот период творили такие гении как Микельанджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Гольбейны, Лукас Кранах Старший. Одной из величайших фигур - предтечей искусства Нового времени, был нидерландский живописец Иероним Босх (1460-1516 гг.). Ф.Брунеллески не только создал теорию перспективы, но и стал основоположником архитектуры Возрождения, построив купол собора во Флоренции и множество других зданий.
В этот период границы континента Европы оказались зримо отодвинуты на восток: в 1547 г. Великий князь Московский Иван IV Грозный стал первым русским царем, в 1552 г. было ликвидировано казанское ханство, а в 1557 г. с взятием Астрахани Волжский путь стал принадлежать Русскому государству, ставшему прямым связующим звеном между Западом и Востоком - Россия вошла в число важнейших государств мира.
28.06.2015