Средневековье
5 век это начало средневековья. Когда мы говорим о средневековье. Если говорим о нем то в голову, приходит средневековье Европы. С романскими или готическими соборами. С рыцарями крестовыми походами. Но в систему входит огромная средневековое государство, которое из Европы ушло. Это Византийская империя. Только в 11 веке итальянские территории перестали принадлежать Восточно-римской империи. Византия тоже в ходит в систему византийской средневековой Европы. В систему входит также те хорифаты- мусульманские государства, которые существовали на территории той же восточно-римской империи, на территории северной Африки. Эта территория называется - Магрик. Хорифат существовал прямо на территории Европы - Кордовский халифат со столицей в испанском городе Кордова. Вот этот конгломерат, разных цивилизация привел к современной цивилизации. Эта цивилизация состоит из 2 неразделимых половинок : Западная и восточная.
Восточно-европейская православная цивилизация.
Что у них общего? Общее, это культурные цивилизационные корни. Это корни Греция и Рим. И еще у них общее это развитие цивилизации на базе очень похожих Фонетических языков. ( латинский и греческий язык). Эти языки и разделили цивилизацию на две половину. Но контакты между ними не нарушались. Они очень тесные. До сих по Европа гордится, что она черпает знания из греческих корней. Тоже самое, Латинские тексты были известны хорошо в Средневековой России, это подкреплено многими факторами.
Книга "Назиратель": самый старый русский текст экологического содержания.
Оказалось что Кресценций, средневековый писатель, написал " Арсу руралия ". По-русски это будет "Искусство сельского хозяйства ". Оказалось, что "Назиратель" это не дословный перевод. Это пересказ трактата, сильно снабженный подробностями из Российской природы.
Европа пережила похожее на татарское -Иго. До 9 века через Европу проходили полчища завоевателей.
Это были Гуны. Это были, норманы. Перемещение Готов. Это был неспокойный период Европы. Эти волны захвачивания. Когда впервые формировались феодальные государство в Европе. Они были знаменательны тем, что это была борьба культурой новой ( христанской). Феодализм проходил, утверждался, под знаменем утверждения христианства. В это же время проходила борьба старой римской культуры в Европе. Вот эта римская культура была очень рано взята на вооружение, как стабилизирующий государственную и общественную структуру фактор. И первое возрождение было связано с деятельностью Карла Великого. Это 10 век. Эпоха Карла Великого называется - Королинское возрождение. Карл основал, кончено не долго просуществовавшую династию Королинков. Это был первый довольно мощный подъем интереса к культуре Рима. Связано это было с тем, что Карл, строя империю, основал свою деятельность на идеи повышения грамотности своих подданных. Это был очень интересный шаг. Так как сам карл научился писать и читать, будучи уже взрослым. Он не имел не какого образования,. Он был просто на просто галльский вождь, царек который захватил власть большой империи. Он понял значение образования. При Карле Великом или, скорее всего, в эпоху Кралолинского возрождения, появились 2 фигуры, которые в значительной степени определили развитие культуры и образованности в Европе на протяжении всей Европы. Это Алгурин И более ранний Монах Косиодор. Вот Косиодор для Карла и Алгурина был уже классиком, так как Касиодор работал в 6 веке. Еще ранняя фигура это Боэций. Первый ученый Европейского средневековья и последний римлянин.
Но, что связано с именами Касиодора и Алгуина ?
Дело в том что они провели колоссальную работу по адаптации римской культуры, Повышения образованности в новых Европейских государствах. Государство, которые осваивали латинскую речь и трансформировали свои языки на латинской основе. На этой основе новых языков нужно было создать систему образования. Это и началось работами Касиолдра и Алквина. Возрождение Каролинское оно угасло с самим Карлом. Но через 200 лет снова возродилось. Это была вторая волна Европейского возрождения, которая тоже называлось именем короля, короля западной Европы, римской империи. Оттона. Оттонсоке возрождение. Возник опять интерес к образования. Связано это было с тем, что в это время шел важный процесс христианизации Европы. Это был инструмент новых Европейских государств. И для того чтобы осуществить этот процесс, нужны были образованные проповедники, миссионеры. Они были костяком начавшегося образования в Европе и интереса к другой античной культуре. Это 9-10-11 века. В это время проходило Крещение основных Европейских государств. Если посмотреть даты принятия можно убедится, что по датам это совпадает с крещением Руси. Это происходило не только в эти же века, но и в те же десятилетия. В это же время христианство практически было единой религией. Раскола на католическую и православную. Еще не произошло хотя раскол уже был заложен потому, что эти церкви осуществляли свои богослужения на разных языках. Римская церковь главой которого был папа они создавали свои литургии на латыни.
Всю свою богослужебную практику основывали на греческом языке.
Два цикла Королинское и Октонское привело к тому что в 12 веке в истории Европы произошел важный поворот. Начиная с 12 века, в Европе начался относительно спокойный период развития. Это не значит что воин не было. Войны были и кровопролитие и продолжались они до наших дней, но в Европе начался процесс эволюционного развития национальных государств. Европа начала приобретать очертания, которые она имеет сейчас. В культуре Европе, ее потенциале, очень трудно разобраться. Если не представлять этого процесса. А он 800 лет продолжался. Первые камни были заложены 800 лет назад. В стабилизации Европы важнейшую роль выполнялось 2 структурами . Что это за структуры:
1 ) Церковь. Когда мы говорим о церкви мы говорим не о абстрактных понятиях. О каких та догмах. Самое важное это была церковная организация, она сыграла очень важную роль в формирование европейской науки и знаний. Церковь во-первых имела строгую Иерархическую структуру. Все это возглавлялось римским папой. Авторитет пап колебался на протяжении 2000 летней истории. Были в эти годы и очень авторитетные папы, которых уважали почти все правители. А были, которых не в грош не ставили. Заточали, свергали, выбирали параллельно контр папа.
Клемент 6 добился избрания папы, изображая немощного старика. Тогда шла борьба между молодыми папами. Но предпочли выбрать старика, думая что он скоро умрет. А Клемент 6, после избрания правил 22 года пережив своих конкурентов.
Церковь опиралась на могучую и широко разрастающуюся систему монастырей. Это очень важная роль. Потому, что в раннем средневековье, до 12 века монастыри были центры образованности и культуры. Там собирались библиотеки, там существовали школы. Развивалась наука и знания. Там формировалась медицина и фармация. В монастырях к 12 веку была развита очень важная система специальных учреждения для копирования древних текстов. Эти учреждения назывались Скрептории. Это были специальные помещения при монастырях библиотеках, в которых монахи переписывали книги. И также осуществлялись переводческие работы. Все возрождения опирались на огромное количество переведенных текстов. Переводы сыграли двоякую роль. Переводы осуществлялись не всегда прямо с греческого или латинского. Очень часто важные тексты переводились на Арабский и в таком виде они попали в Европы. И иногда переводы осуществлялись иногда по-разному.
Герменевтика- происходит от Имени Гермеса- получеловек полу бог от которого произошло химическое знание. Это египетский бог -Тот. С Гермесом были связаны тайные науки начиная с алхимии. Герменевтика о тайнах секретных специальных текстов. Герменевтика имеет второе название - которое в богословном имеет название - Экзегетика наука о толкование священных текстов.
Интерпритация - толкование текстов.
К 12 веку сформировалась церковная структура.
В конце 10 века в 900 год появилась еще одна структура такая же как церковная структура - над государственная. Католические христианские монастыри покрывали всю Европу. Вне зависимости в каком государстве они были они подчинялись другому государству Церкви, которая границ не признавал. Роль церкви монастырей она замечательна тем что ан этой структуре. Возникла единая цивилизация Она не распалась на кусочки. Церковь сохранила для всей единой Европы Латинский язык. В Европе началась дивергенция языков. Появились языки имевшие латинские корни, но отличающиеся друг от друга.
Итальянский- один из самых совершенных языков. Язык не имеющий исключений и правил.
Французский - латинские корни.
Испанский и Португальский. - латинские корни.
Язык Готом- давший немецкий язык.
Язык Кельтов- давший английский язык.
Дивергенция языков оно покрывалось единым языком церкви- латинский язык
В конце 10 века возникла еще над национальная структура - университеты.
В городе Падова. Северная Италия. Недалеко от Венеции. Там возникла права. Которая превратилась в юридический факультет Падуанского университета. Это был 1 в Европе университет Он открывался, закрывался.
Начиная с начала 11 века, в Европе начали формироваться специальные учебные заведения.
В чем отличается университет от других учреждений. Университет это учебное заведение. Дающее универсальное образование. Но главное было не это, главное что это знание во всех университетах преподавалась по единой схеме. Не зависимо от страны. Какие короли царствовали в этих государствах. В университетах преподавали по латыни. Это был международный язык общения. И язык науки и преподавание давалось по единой схеме.
Эта схема соответствовала некой конструкции, получившей название Тривиум и квадривиум.
Система из 7 наук. Их называли 7 свободных искусств.
В университетах впервые поняли, что знания могут быть теоретические и знания могут быть прикладные. Так вот искусство это теоретическое знание.
В прикладные знания в университетах существовали, но не поощрялись. Считалось что остальные науки
(их называли- Сциэнция , действительно наука) это назывались механические искусства.
Почему 3 науки и 4 науки почему их разделили
Тривиум - 3 основные науки Риторика диалектика. И богословие ( арифметика. Это основные знания. Кто прослушал Тривум, получал 1 диплом университетский. - От этого слова произошло слово - тривиальный. (тривиальное образование- базовое университетское образование).
После тривиального образования - начиналось полное университетское образование.
Люди постигали Квадрилиум - практически все естественные науки входили в состав этого квадрилиума.
Название наук сейчас не соответствует со смыслом:
Геометрия - трактовалось иначе скорее как измерение земли. В геометрию включалось все естественные научные знания. И основой были 2 науки :
1) Космографи- наука о устройстве и размерах мира
2) География- так оно не называлось
Горография - описание различных земель. В нее входила Зоология , Ботаника.
Наука о растениях, которые использовались в медицинских целях, как лекарство.
Средневековая ботаника - она очень преуспела. Монастырях были созданы больницы- лазареты. Возникли аптекарские сады и первые аптеки.
Монастырский сад имел символ.
Вы можете найти первые монастырские гербарии.
Сочинения - Арцнабух.
Монастырь в самом центре Европы.
Бургундия в самом центре Европе. Центр лучшего виноделия, там делают самые лучшие вины.
Столица Бургундии город -Дижон.
Он сыграл большую роль в развитии Европы.
Этот Монастырь сыграл важную роль в стабилизации жизни в Европе. И монастырь оказал такое сильное влияние что к нему стали присоединятся ( с идеологической точки зрения) многие монастыри во многих странах Европы. Вплоть до окраин (Англия Скандинавские страны).
Какую роль сыграл Кенийский монастырь, и Кенийская конгригация монастырей. Дело в том, что монастырь развил очень важную идеологию. Ее сейчас нам очень не хватает.
Дело в том, что Монахи стали проповедовать самые основные христианские ценности. Ценнсоти уходящие корнями в 10 заповедей.
Эта идея в разоренной Европе, она сыграла очень важную роль. Это поднятие христианских нравственных ценностей сыграло очень важную роль в становление европейского государство. Оно как бы облагородило общественное движение и политику. Посягнуть на эти ценности, которые проповедовал Клинйиский монастырь, осмелился в середине 12 века в 1250 году Французкий король Людовиг Святой.
Первый значительный Европейский политик, который начал проповедовать отход от нравственных ценностей ради победы. Чем нанес Европе колоссальный ущерб.
Для развития Медицины и Фармации наиболее важную роль играли 2 системы знаний.
1 относилась к знаниям о живой природе. Об одной части этих знаний фармакогнозии мы говорили уже. Но было еще знание о природе живых существ. В то время мир живого делился ан 2чатси
Царство растений
Царство животных
Они считались абсолютно разделенными. Дело в том. что растения. Кроме того, что росли и развивались. Они считались совершенно не совпадающими по своей природе с животными. Однако уже в средние Века хорошо знали ( еще от Аристотеля), что многие животные очень напоминают человека. Анатомия человека в древней Греции очень часто изучали и познавали по анатомии обезьяны.
О том, что это была приблизительные, мы это говорили. Даже обезьяна не копирует человека.
Но вот эти ботанические и биологические знания позволили начать первую систематизацию этих знаний.
На новых основах, основах не типичных для той систематизации, которую ввел Аристотель. Аристотель первый заговорил, что существует некая лестница природы.
В Европе появились труды, тексты, в которых живые существа систематизировались. Появление текстов сыграла двоякую роль.
Оно привлекло внимание к систематизации всего живого, но с другой стороны эта система которая была закреплена была настолько остро. Что преодолеть ее не удавалось более чем 1000 лет. В чем причина?
Все биология была библейская биология. Как и вся география.
Все миро творения укладывалось в теорию о сотворение мира.
Какое самое высшее животное.?
Лев - самое благородное животное
Единорог- мифическое животное. Белая лошадь.
В средневековых аптеках почти во всех был рог единорога.
28.06.2015