Развитие науки, техники и образования
Экономические изменения привели к формированию новых представлений о тех правовых основах, на которых должно строиться общество и государство.
Голландский юрист Гуго Греции (1583-1645 гг.) создал труд «О праве войны и мира», в котором сформулировал основы международного права.
Взаимоотношения государства и общества получили также новое развитие. Идея о том, что государство должно быть инструментом благосостояния общества, привела к формированию теории гражданского государства. Это сделал в 1651 г. английский философ Томас Гоббс, написавший трактат. «Левиафан». Образ Библейского чудовища он использовал как символ государства - гигантского живого организма. По Гоббсу, высшим законом государства является благо народа, а учреждение государства имеет целью обеспечение мира и благоденствия. Сильное государство, по Гоббсу, должно было обеспечить мир и оградить безопасность, при этом права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, переносились на государя.
Регулирование взаимоотношений общества и государства стало обретать законодательные формы - стали предлагаться гарантии гражданских прав. В 1679 г. английский король Карл II издал принятый парламентом акт, получивший название "Habeas corpus". Он был призван гарантировать личную свободу граждан. В соответствии с этим актом никто не мог быть арестован без предъявления обвинения и содержаться под стражей без судебного разбирательства,
В 1689 г. Английским парламентом был принят «Билль о правах» - права короля были регламентированы и Англия превратилась в Парламентскую монархию.
В 1776 г. в «Декларации независимости Соединенных Штатов» права человека впервые были представлены как цель и основа свободного общества (что не помешало развитию работорговли в США).
Эти идеи были тесно связаны с концепцией всеобщего образования. Главным пропагандистом этой концепции стал Ян Амос Коменский, чешский педагог. Основой его концепции была идея, что внешний мир - это школа жизни, а жизнь - постоянный процесс самообразования. Он понял значение языка как основы процесса развития культуры, и отстаивал значение латыш!, как всеобщего языка науки и культуры, написав книгу «Открытая дверь к языкам» (1633 г.). В труде ((Великая дидактика» (1657 г.) он провозгласил основным принципом школьного обучения его доступность для всех, а также разработал четырехступенчатую школьную систему.
Традиции юристов оказали существенное влияние на развитие науки в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до этого традиции медиков. Юристы пренебрежительно относились к Аристотелю, основывали свои убеждения на доводах разума и точных фактах и предпочитали положение поп liquet (еще не выяснено) решениям медиков, принимаемым на основании традиций или малочисленных наблюдений. Настоящий научный метод, противопоставляемый методу Аристотеля, отвергал и афоризм Гиппократа: «Искусство вечно, жизнь коротка, опыт опасен, рассуждения ненадежны».
Создание нового метода связывают с трудами английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.). В его трактатах, прежде всего «Новом органоне» (1620 г.) и «Об усовершенствовании и расширении наук» он разработал подробную классификацию наук, обосновал экспериментальный метод и сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений для использования на пользу человечеству. Он пропагандировал лозунг «Знание - сила)) (Scientia est'potentia). После него индукцию стали понимать как вид обобщений, связанный с предсказанием результатов наблюдений и экспериментов на основе опыта.
Взгляды Бэкона не сразу были приняты, до середины XVII в. опытный метод существовал в теории. Наука к этому времени как бы распалась на две сферы: одна оперировала данными полученными в результате умозаключений (астрономия и механика), другая - полученными с помощью наблюдений (медицина и биология). Необходима была общая система, которая могла бы объединить естественные науки в единое целое. Такую систему предложил Рене Декарт.
Распространению экспериментального метода предшествовал длительный процесс развития естественных наук. Необычайного развития достигла и математика, которая не входит в число естественных наук. Но её развитие позволило математизировать эксперимент и ввести методы расчета в обработку экспериментальных данных. В середине XVI в. был открыт алгебраический способ решения уравнений третьей и четвертой степени. Пьер Ферма создал теорию чисел. Ф.Виет ввел систему символов, которая сделала возможным построение общей теории уравнений и общих методов решения задач, став создателем новой алгебры (он называл её Ars analytica). Развитие геометрии привело к разработке нового метода построения географических карт Герардом Меркатором. Виллеборд Снелль изобрел метод триангуляции и создал достаточно точный метод определения длины меридиана. Начались исследования более сложных задач: проблемы квадратур и проблемы касательных.
Огромное значение имели работы астронома Иоганна Кеплера (1571-1630), который открыл законы движения планет вокруг Солнца. Им было введено буквенное обозначение звезд, например, Альфа Центавра, ставшее теперь известным буквально всем, в том числе благодаря научно-фантастическим романам
Из «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в которой были предприняты первые успешные попытки создания системы классификации (Л.Додоэнс, А.Цезалышн, братья Г. и Ж.Баугин). Началось интенсивное описание растений вновь открытых земель. В это же время Аптекарские сады, которые уже несколько столетий существовали в Европе стали преобразовываться в Ботанические сады, с гораздо более широкими задачами, включая акклиматизацию экзотических растений.
Развитие науки сопровождалось совершенствованием научных и учебных учреждений. Возникли научные Академии и Общества. В 1635 г. при поддержке кардинала Ришелье была учреждена Французская Академия изящной словесности с целью разработки грамматики французского языка. В 1660 г. было основано Лондонское Королевское общество. В 1666 г. была основана Академия естественных наук во Франции,
"Увеличивалось число университетов. В 1636 г. был основан Гарвардский университет - первый университет в Северной Америке, i
Основой современной науки, условием ее формирования явился эксперимент. Наука нового времен, основы которой заложил Галилео Галилей (1564-1642 гг.), своим появлением была обязана физическому эксперименту. Возрастающее значение эксперимента в естественных науках положило предел умозрительному обобщению - возникли условия для возникновения научной теории.
Методы эксперимента (куда органически вошло и наблюдение как научный метод) составляют методические элементы науки.
С помощью научных методов, прежде всего методов эксперимента, наука накапливает конкретные факты, данные о тех или иных природных явлениях. Эти данные составляют эмпирические элементы науки.
Только на основе достоверных эмпирических данных можно строить убедительные гипотезы, проверка которых приводит к утверждению новых теорий. Гипотезы и теории составляют теоретические элементы науки.
Однако схема структуры науки была бы неполной, если бы не учитывала еще и прикладные элементы формирующегося научного знания. Эти прикладные элементы является обязательными для всей науки нового времени, принципиально отвергающей существование науки для науки, чистого знания ради знания. Особым вопросом является лишь характер прикладных элементов.
28.06.2015