Производительность машинно-тракторных агрегатов
Производительность агрегатов в 1 ч чистой работы определяется по формуле:
где W - производительность агрегата, га/ч.
Vр - рабочая скорость движения, км/ч, В - ширина захвата агрегата, м.
Выработка агрегата в смену за время чистой работы Тр определяется по формуле:
Выработку агрегата считают по времени чистой и сменной работы. Время чистой работы (Тр) затрачивается только на полезную работу машины или орудия. Сменное время не полностью используется для полезной работы агрегата, часть его затрачивается на непроизводительные потери времени - переезды, повороты и простои по различным причинам, в том числе и технологическим.
К непроизводительным потерям времени работы агрегата относятся следующие:
- - подготовительно-заключительное время Тп.з., затрачиваемое на переезд к месту работы агрегата, прием и сдачу его комплектации;
- - время на технологические простои Тт (заправка сеялок семенами, заправка водой и рассадой посадоч ных машин и т. д.);
- время холостых переездов в загоне Тх;
- » на техническое обслуживание Т0;
» на простои из-за нарушения технологического процесса Тт.п. (очистка рабочих органов, семяпроводов и т. д.);
время на простои из-за технических неисправностей Т„;
» » » по организационным причинам Т0.п-;
» » » по метеорологическим условиям Тм;
» » » вызываемые физиологическими по-
требностями работающих Тф.
Чем меньше эти потери, тем выше производительность труда. Сокращение непроизводительных потерь времени является одной из основных задач тракториста, бригадира и руководителей хозяйства.
Сменное время Тсм определяется суммой времени чистой работы и времени непроизводительных затрат:
Tсм = Тр + Тн.з.
где Тр - чистое время работы, ч;
Тп.з. - непроизводительные затраты времени, ч. Отношение чистого времени работы ко всему времени работы агрегата в смену называется коэффициентом использования времени смены и определяется по формуле:
Тогда Тр = Тсм • t. В этом случае сменную выработку определяют по формуле: |
Чем выше коэффициент использования рабочего времени смены, тем большая доля чистой работы в общем :
времени работы агрегата.
В целях высокопроизводительного использования агрегатов необходимо прежде всего загружать тракторы так, чтобы их тяговые усилия при работе с прицепными или навесными машинами соответствовали наибольшему тяговому коэффициенту полезного действия (к.п.д.).
Однако добиться этого не всегда возможно, например, на культивации междурядий, прикатывании, лущении, посеве не удается полностью загрузить трактор на основной передаче. В данном случае необходимо попытаться перейти на более высокую передачу и производить работы на повышенных скоростях. Эту возможность широко используют передовые механизаторы-скоростники. Но повышать скорость таким образом можно лишь на легких работах.
Для выполнения всех видов работ на повышенных скоростях необходимо применять специальные энергонасыщенные скоростные тракторы, у которых на рабочей передаче удельная мощность, приходящаяся на единицу силы тяги, значительно выше, чем у обычных тракторов. Скоростные тракторы по габаритам и массе очень мало отличаются от аналогичных обычных тракторов. В связи с этим и скоростные агрегаты в большинстве случаев имеют такую же ширину захвата, как обычные, отличаясь от последних лишь конструкцией рабочих органов и повышенной прочностью некоторых узлов.
Для лучшего использования мощности все скоростные тракторы снабжены большим числом передач. На скоростных гусеничных тракторах класса 3 т.с установлены двигатели мощностью 75 л. с. На скоростные колесные тракторы класса 1,4 т.с ставят двигатели 48- 50 л. с, а класса 0,9 т.с - 40 л. с. Установка на тракторы мощных двигателей позволяет увеличить производительность агрегатов за счет перехода на рабочие скорости 5-6 км/ч (при выполнении энергоемких работ) и 7-8 км/ч (при малоэнергоемких работах - севе, бороновании, лущении и т. д.).
Скорость движения тракторного агрегата оказывает большое влияние на работу прицепных и навесных сельскохозяйственных орудий. Это проявляется прежде всего на пахоте. При вспашке почвы на повышенных скоростях тяговое сопротивление плуга с обычными корпусами заметно возрастает. Если при скорости 5 км/ч сопротивление пятикорпусного плуга П-5-35 составляет 2300 кг, то при 7 км/ч - уже 2530 кг. Таким образом, при возрастании скорости на 40% сопротивление плуга увеличилось на 12%. С увеличением скорости до некоторого предела повышается качество пахоты, поверхность становится слитной, увеличивается крошение пласта, лучше заделываются пожнивные остатки. Для обычных корпусов предел увеличения скорости - 7 км/ч. Превышение ее приводит к чрезмерному увеличению тягового сопротивления и расхода топлива, ухудшению качества обработки почвы. Это объясняется тем, что при скорости выше 7 км/ч корпуса плуга отбрасывают пласт, увеличивается количество мелких пылевидных частиц, а при скорости 12-14 км/ч почва «бьет фонтаном».
Для пахоты на повышенных скоростях (до 9- 12 км/ч) созданы плужные корпуса с измененной формой отвала и меньшим углом (38-42°) постановки лемеха к стенке борозды. Тяговое сопротивление такого плуга на повышенной скорости такое же, как на обычной скорости у обычного. Если обычный плуг работает с тяговым сопротивлением 2250 кг на скорости 4,5 км/ч, то скоростной с таким же тяговым сопротивлением - на скорости 7,5 км/ч. Скоростной плуг может работать со скоростью 6-10 км/ч.
При увеличении скорости движения изменяется качество работы, тяговое сопротивление и у других почвообрабатывающих машин и орудий. Так, при сплошной культивации на скоростях 8-9 км/ч снижается забиваемость рабочих органов культиваторов, улучшается подрезание сорняков, поверхность поля получается более ровной, слитной.
Работа на повышенных скоростях требует хорошей выровненности полей. Для этого нужно чередовать вспашку вевал и вразвал, добиваться того, чтобы число свальных гребней и развальных борозд на поле было возможно меньше. Большое значение при этом имеет правильная, прямоугольная прокладка борозд при разбивке полей на загоны. Прямые борозды облегчают управление агрегатом, предупреждают появление огрехов, позволяют работать с большой скоростью, обеспечивают лучшее качество пахоты. Кроме того, целесообразно выполнять вспашку с предплужниками, которая дает более ровную поверхность, а также вспашку с одновременным боронованием и прикатыванием. Недостаточно ровную поверхность поля после пахоты целесообразно дополнительно обрабатывать дисковыми лущильниками, культиваторами, тяжелыми дисковыми боронами или специальными выравнивателями-планировщиками.
Для обеспечения нормальной работы скоростных агрегатов необходимо также подобрать рациональные
по скорости и ширине захвата агрегаты для каждого вида работ, чтобы добиться наибольшей производительности при минимальном числе машин, снижения стоимости машинно-тракторного парка и работ, рационально организовать техническое и хозяйственное обслуживание, что является непременным условием бесперебойной работы агрегатов.
На пахоте скоростными агрегатами наиболее рациональным способом движения агрегатов является движение с чередованием загонов всвал и вразвал: по сравнению с беспетлевым способом это позволяет вдвое уменьшить число свальных гребней и разъемных борозд.
Вспашку свального гребня целесообразно проводить вразвал за четыре прохода агрегата. При этом на месте свала не остается гребня и скрытого огреха, тогда как при вспашке в половину пахотного слоя (за два прохода) получается гребень высотой до 15 см, при отсутствии его - скрытый огрех, а при вспашке за три прохода - гребень высотой до 10 см. Разъемные борозды приходится заделывать плугом при дополнительном проходе агрегата.
Оптимальную (в зависимости от длины гона и ширины захвата агрегата) ширину загонов определяют с учетом максимальной сменной производительности, а также дополнительных затрат времени на вспашку свального гребня (два прохода) и заделку разъемных борозд (один проход). Для дробления глыб пахоту выполняют с одновременным прикатыванием.
Дополнительную обработку следует вести по диагонали, это дает лучшие результаты. Прикатывание полей перед посевом и после него также способствует повышению скорости движения агрегатов при выполнении последующих работ. При обработке междурядий квадратно-гнездовых посевов вождение тракторов на повышенных скоростях облегчается, если гнезда размещены точно по углам квадрата.
Большое значение имеет выбор орудий для работы на повышенных скоростях. Хорошо работают на повышенных скоростях ротационные орудия (катки, лущильники, ротационные мотыги, дисковые бороны и т. д.). Передовые механизаторы при вспашке с одновременным боронованием на повышенных скоростях успешно заменяют бороны секцией кольчатых катков. Катки идут ровнее и лучше обрабатывают почву. Пр пахоте со скоростью 7 км/ч поверхность получается слитной и часто не требуется последующего боронования. Работа на повышенных скоростях требует хорошей организации труда и более тщательного соблюдения правил техники безопасности и технического обслуживания машин. В повышении сменной производительности тракторных агрегатов большую роль играет применение группового метода работы, заключающегося в том, что агрегаты работают вместе на одном поле. Такой метод организации труда можно применять на всех полевых работах (подготовка почвы, внесение удобрений, посадка, уход и уборка). При этом создается возможность организации социалистического соревнования между членами бригады, в процессе которого растут показатели работы агрегатов. Кроме того, создаются лучшие условия для организации труда, технологического обслуживания агрегатов, что также способствует значительному повышению производительности агрегатов и улучшению качества работы. Такой метод работы машин увеличивает дневную выработку машинно-тракторного парка и дает возможность не только повысить производительность труда и снизить затраты труда и денежных средств, но и сократить сроки проведения полевых работ, что в свою очередь приводит к повышению урожайности растений.
Большим резервом высокопроизводительного использования тракторов и машин является двухсменная работа агрегатов. Для налаживания этой работы необходимо предусмотреть подготовку агрегата к работе
во вторую смену, заранее подготовить участок работы и провести ряд других мероприятий. К работе в ночное время допускаются трактористы, имеющие большой опыт работы, так как работа в ночное время имеет свои особенности. Во время пересмены необходимо осмотреть агрегат, заправить его горючим, а при подготовке к работе в ночное время - проверить наличие освещения. Бригадир должен ознакомить персонал, обслуживающий тракторный агрегат (тракториста, сеяльщиков и др.), с характером выполнения работ, обратив внимание тракториста на все особенности, которые могут встретиться при выполнении работ.
Агрегат должен быть обеспечен работой на всю смену.
Использование агрегатов в две смены значительно сокращает сроки выполнения работ, повышает производительность машин и сокращает срок их окупаемости.
28.06.2015