Новости

Производительность машинно-тракторных агрегатов

 

Производительность агрегатов в 1 ч чистой рабо­ты определяется по формуле:

Производительность машинно-тракторных агрегатов (1)

где W - производительность агрегата, га/ч.

Vр - рабочая скорость движения, км/ч, В - ширина захвата агрегата, м.

Выработка агрегата в смену за время чистой рабо­ты Тр определяется по формуле:

Производительность машинно-тракторных агрегатов (2)

Выработку агрегата считают по времени чистой и сменной работы. Время чистой работы (Тр) затрачи­вается только на полезную работу машины или орудия. Сменное время не полностью используется для полез­ной работы агрегата, часть его затрачивается на непро­изводительные потери времени - переезды, повороты и простои по различным причинам, в том числе и тех­нологическим.

К непроизводительным потерям времени работы агрегата относятся следующие:

  • - подготовительно-заключительное время Тп.з., за­трачиваемое на переезд к месту работы агрегата, при­ем и сдачу его комплектации;
  • - время на технологические простои Тт (заправка сеялок семенами, заправка водой и рассадой посадоч ных машин и т. д.);

-        время холостых переездов в загоне Тх;

-        »      на техническое обслуживание Т0;

» на простои из-за нарушения технологиче­ского процесса Тт.п. (очистка рабочих органов, семя­проводов и т. д.);

время на простои из-за технических неисправностей Т„;
»       »             »       по организационным причинам Т0.п-;

»        »           »        по  метеорологическим  условиям   Тм;

»        »           »       вызываемые     физиологическими   по-

требностями работающих Тф.

Чем меньше эти потери, тем выше производитель­ность труда. Сокращение непроизводительных потерь времени является одной из основных задач тракториста, бригадира и руководителей хозяйства.

Сменное время Тсм определяется суммой времени чистой  работы  и  времени  непроизводительных  затрат:

Tсм = Тр + Тн.з.

где    Тр - чистое время работы, ч;

Тп.з. - непроизводительные  затраты  времени,  ч. Отношение чистого времени работы ко всему време­ни работы агрегата в смену называется коэффициентом использования времени смены и определяется  по фор­муле:

Производительность машинно-тракторных агрегатов (3)

Тогда Тр = Тсм • t.

В  этом  случае сменную  выработку  определяют  по формуле:

Производительность машинно-тракторных агрегатов (4)


Чем выше коэффициент использования рабочего вре­мени смены, тем большая доля чистой работы в общем :

времени работы агрегата.                                       

В   целях     высокопроизводительного     использования агрегатов необходимо прежде  всего загружать тракто­ры так, чтобы их тяговые усилия при работе с прицеп­ными  или  навесными   машинами  соответствовали  наи­большему  тяговому  коэффициенту  полезного  действия (к.п.д.).

Однако добиться этого не всегда возможно, напри­мер,   на   культивации   междурядий,   прикатывании,   лущении, посеве не удается полностью загрузить трактор на основной передаче. В данном случае необходимо по­пытаться перейти на более высокую передачу и произ­водить работы на повышенных скоростях. Эту возмож­ность широко используют передовые механизаторы-ско­ростники. Но повышать скорость таким образом можно лишь на легких работах.

Для выполнения всех видов работ на повышенных скоростях необходимо применять специальные энерго­насыщенные скоростные тракторы, у которых на рабо­чей передаче удельная мощность, приходящаяся на еди­ницу силы тяги, значительно выше, чем у обычных трак­торов. Скоростные тракторы по габаритам и массе очень мало отличаются от аналогичных обычных трак­торов. В связи с этим и скоростные агрегаты в боль­шинстве случаев имеют такую же ширину захвата, как обычные, отличаясь от последних лишь конструкцией рабочих органов и повышенной прочностью некоторых узлов.

Для лучшего использования мощности все скорост­ные тракторы снабжены большим числом передач. На скоростных гусеничных тракторах класса 3 т.с установ­лены двигатели мощностью 75 л. с. На скоростные ко­лесные тракторы класса 1,4 т.с ставят двигатели 48- 50 л. с, а класса 0,9 т.с - 40 л. с. Установка на трак­торы мощных двигателей позволяет увеличить произ­водительность агрегатов за счет перехода на рабочие скорости 5-6 км/ч (при выполнении энергоемких ра­бот) и 7-8 км/ч (при малоэнергоемких работах - се­ве, бороновании, лущении и т. д.).

       Скорость движения тракторного агрегата оказывает большое   влияние   на   работу   прицепных   и   навесных сельскохозяйственных орудий. Это проявляется прежде всего на  пахоте.  При вспашке  почвы  на  повышенных скоростях тяговое    сопротивление    плуга    с обычными корпусами   заметно  возрастает.    Если    при    скорости 5 км/ч сопротивление пятикорпусного плуга П-5-35 со­ставляет 2300 кг, то при 7 км/ч - уже 2530 кг. Таким образом, при возрастании скорости на 40%   сопротив­ление плуга увеличилось на  12%. С увеличением ско­рости до некоторого предела повышается качество па­хоты,  поверхность  становится  слитной,    увеличивается крошение   пласта,    лучше     заделываются     пожнивные остатки. Для обычных корпусов предел увеличения скорости - 7 км/ч. Превышение ее приводит к чрезмер­ному увеличению тягового сопротивления и расхода топ­лива, ухудшению качества обработки почвы. Это объ­ясняется тем, что при скорости выше 7 км/ч корпуса плуга отбрасывают пласт, увеличивается количество мелких пылевидных частиц, а при скорости 12-14 км/ч почва «бьет фонтаном».

Для пахоты на повышенных скоростях (до 9- 12 км/ч) созданы плужные корпуса с измененной фор­мой отвала и меньшим углом (38-42°) постановки ле­меха к стенке борозды. Тяговое сопротивление такого плуга на повышенной скорости такое же, как на обыч­ной скорости у обычного. Если обычный плуг работает с тяговым сопротивлением 2250 кг на скорости 4,5 км/ч, то скоростной с таким же тяговым сопротивлением - на скорости 7,5 км/ч. Скоростной плуг может работать со скоростью 6-10 км/ч.

При увеличении скорости движения изменяется ка­чество работы, тяговое сопротивление и у других почво­обрабатывающих машин и орудий. Так, при сплошной культивации на скоростях 8-9 км/ч снижается забиваемость рабочих органов культиваторов, улучшается подрезание сорняков, поверхность поля получается бо­лее ровной, слитной.

Работа на повышенных скоростях требует хорошей выровненности полей. Для этого нужно чередовать вспашку вевал и вразвал, добиваться того, чтобы число свальных гребней и развальных борозд на поле было возможно меньше. Большое значение при этом имеет правильная, прямоугольная прокладка борозд при раз­бивке полей на загоны. Прямые борозды облегчают уп­равление агрегатом, предупреждают появление огрехов, позволяют работать с большой скоростью, обеспечивают лучшее качество пахоты. Кроме того, целесообразно вы­полнять вспашку с предплужниками, которая дает бо­лее ровную поверхность, а также вспашку с одновре­менным боронованием и прикатыванием. Недостаточно ровную поверхность поля после пахоты целесообразно дополнительно обрабатывать дисковыми лущильника­ми, культиваторами, тяжелыми дисковыми боронами или специальными выравнивателями-планировщи­ками.

Для  обеспечения    нормальной    работы  скоростных агрегатов   необходимо   также  подобрать  рациональные

по скорости и ширине захвата агрегаты для каждого вида работ, чтобы добиться наибольшей производитель­ности при минимальном числе машин, снижения стои­мости машинно-тракторного парка и работ, рациональ­но организовать техническое и хозяйственное обслужи­вание, что является непременным условием бесперебой­ной работы агрегатов.

На пахоте скоростными агрегатами наиболее рацио­нальным способом движения агрегатов является движе­ние с чередованием загонов всвал и вразвал: по сравне­нию с беспетлевым способом это позволяет вдвое уменьшить число свальных гребней и разъемных бо­розд.

Вспашку свального гребня целесообразно проводить вразвал за четыре прохода агрегата. При этом на месте свала не остается гребня и скрытого огреха, тогда как при вспашке в половину пахотного слоя (за два прохо­да) получается гребень высотой до 15 см, при отсутст­вии его - скрытый огрех, а при вспашке за три про­хода - гребень высотой до 10 см. Разъемные борозды приходится  заделывать    плугом    при  дополнительном проходе агрегата.

Оптимальную (в зависимости от длины гона и ши­рины захвата агрегата) ширину загонов определяют с учетом максимальной сменной производительности, а также дополнительных затрат времени на вспашку свального гребня (два прохода) и заделку разъемных борозд (один проход). Для дробления глыб пахоту вы­полняют с одновременным прикатыванием.

Дополнительную обработку следует вести по диаго­нали, это дает лучшие результаты. Прикатывание по­лей перед посевом и после него также способствует повышению скорости движения агрегатов при выполне­нии последующих работ. При обработке междурядий квадратно-гнездовых посевов вождение тракторов на повышенных скоростях облегчается, если гнезда раз­мещены точно по углам квадрата.

Большое значение имеет выбор орудий для работы на повышенных скоростях. Хорошо работают на повы­шенных скоростях ротационные орудия (катки, лу­щильники, ротационные мотыги, дисковые бороны и т. д.). Передовые механизаторы при вспашке с одно­временным боронованием на повышенных скоростях успешно заменяют  бороны  секцией  кольчатых катков. Катки идут ровнее и лучше обрабатывают почву.  Пр пахоте   со   скоростью   7   км/ч   поверхность   получается слитной и часто не требуется последующего боронова­ния. Работа на повышенных скоростях требует хорошей организации   труда   и   более   тщательного   соблюдения правил техники  безопасности  и технического  обслужи­вания машин. В повышении сменной производительности тракторных агрегатов большую роль играет применение группового метода работы, заключающегося в том, что агрегаты работают вместе на одном поле. Такой метод организации труда  можно применять на  всех  полевых работах   (подготовка   почвы,   внесение   удобрений,   по­садка,  уход  и  уборка).   При  этом  создается   возмож­ность    организации    социалистического    соревнования между  членами   бригады,  в   процессе  которого  растут показатели   работы   агрегатов.   Кроме  того,   создаются лучшие  условия  для   организации  труда,  технологиче­ского обслуживания  агрегатов, что также способствует значительному  повышению   производительности   агрега­тов и улучшению качества работы. Такой метод рабо­ты  машин  увеличивает  дневную  выработку  машинно-тракторного  парка  и  дает  возможность  не только  по­высить   производительность   труда   и   снизить   затраты труда и денежных средств, но и сократить сроки  про­ведения полевых работ, что в  свою очередь  приводит к повышению урожайности растений.

Большим резервом высокопроизводительного исполь­зования тракторов и машин является двухсменная ра­бота   агрегатов.  Для  налаживания  этой   работы   необходимо   предусмотреть   подготовку   агрегата   к   работе
во вторую смену, заранее подготовить участок работы и  провести  ряд других  мероприятий.  К работе  в  ноч­ное время допускаются трактористы, имеющие большой опыт  работы,  так  как  работа  в   ночное   время   имеет свои   особенности.   Во   время   пересмены   необходимо осмотреть агрегат, заправить его горючим, а при подготовке к работе в ночное время - проверить  наличие освещения. Бригадир должен ознакомить персонал, об­служивающий тракторный агрегат  (тракториста, сеяль­щиков и др.), с характером выполнения работ, обратив внимание тракториста на все особенности, которые мо­гут встретиться при выполнении работ.                                                            

Агрегат   должен   быть   обеспечен   работой   на   всю смену.

Использование агрегатов в две смены значительно сокращает сроки выполнения работ, повышает произво­дительность машин и сокращает срок их окупае­мости.



28.06.2015
Яндекс.Метрика